Уже полгода прошло с тех пор, как первоклашки пришли в Новую украинскую школу. Так называется государственная программа, кардинально отличающаяся от старой. Пробно ее запустили еще в 2017 году. В Днепропетровской области в эксперименте участвовали четыре школы. Уже в конце прошлого учебного года стало понятно, что новая система образования – настоящий прорыв. Оказывается, школа может быть местом, где встречаются единомышленники, а учитель – главным другом, который выслушает, поможет и всегда примет ребенка таким, какой он есть.
Но эксперимент – это всего лишь эксперимент. Как же обстоит дело сейчас, когда НУШ стала обязательной, мы решили разузнать, побывав в самой большой по численности учеников школе Днепра – УВК №131 на Березинке. Тут на сегодняшний день учатся 1504 ребенка. Это и неудивительно, гимназия — одна из лучших в городе, и жители ближайших районов предпочитают отдать детей именно сюда. Например, в первый класс в 2018 году в это учебное заведение пришли 202 малыша вместо ожидаемых ста пятидесяти.
Когда мы вошли в класс, детишки как раз общались с учителем о зиме и снеге. За окном кружились снежинки, и школьники по очереди рассказывали о разных состояниях воды. Удивлению не было предела: откуда эти крошки знают о физических свойствах вещества?
Оказалось, просто, как все гениальное. В первом классе по системе НУШ практикуют интегрированный курс «Я исследую мир», в котором объединяется материал из многих сфер знаний. Например, если учитель рассказывает о снеге, то на следующем уроке ребята могут посмотреть небольшой фильм о нем, на математике решить задачку о снежинках, а на уроке творчества вырезать ее из бумаги или слепить из пластилина снеговика. В итоге у ребенка создается целостное восприятие изучаемого предмета или явления. При этом учитель сам выбирает метод и интенсивность подачи информации и может корректировать учебную программу, учитывая потребности детей.
Анжела Сильванович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель 1-го класса, рассказала:
Новая программа внесла много существенных изменений в образовательный процесс, — рассказала. — Дети учатся легко, без перегрузок. И уже заметно, что уровень знаний первоклассников вырос, по сравнению с прошлыми годами. Мы используем различные методы и формы работы: исследование, игры, активную творческую коллективную деятельность, обучение в группах. Именно обучение в группах помогает ребенку почувствовать важность командной работы, учит взаимодействию со сверстниками и помощи ближнему.
Одним из самых важных и эффективных нововведений педагоги и психологи считают утренние встречи классного руководителя с учениками. Они делятся впечатлениями, мыслями и заботами с одноклассниками. Происходит все так: перед началом уроков учитель с ребятами собираются садятся на коврик и по очереди делятся своими эмоциями, рассказывают, в каком настроении пришли в школу. Учитель при этом сидит вместе с детками, а не за столом или в кресле. Создается уютная дружеская доверительная атмосфера.
Анжела Сильванович рассказала, что в тот день, когда мы побывали в школе, ежедневная встреча проходила как обычно. Но все заметили, что одна девочка грустила, с одноклассниками общаться не хотела, на вопросы отвечала, что все в порядке. Как выяснилось позже, малышка скучала по папе, который накануне уехал в командировку. Анжела Вадимовна предложила девчушке нарисовать на доске все, что захочет, чтобы порадовать одноклассников. Малышка с удовольствием нарисовала целую картину – домик, семью и друзей. Всем рисунок понравился, девочка порадовалась хорошему настроению товарищей и сама воспряла духом. Рисунок не стирали с доски весь день.
Ребенок понимает, что в школе может найти друзей, тут его всегда поддержат и примут, — рассказала Виктория Лихошерстная, психолог СШ №143. – Утренние встречи чрезвычайно важны. Они помогают в образовании команды. Детишки, общаясь, быстрее запоминают имена одноклассников, учатся высказывать свои чувства. А это то, чего не умеем делать мы, взрослые. Новое поколение – поколение Z. Это дети, открытые взрослым. Они умеют и хотят высказывать свои чувства.
В течение дня после каждого урока дети отмечают свое настроение – в одних классах это импровизированные солнышки, на которые ребятишки цепляют прищепки со своими именами, в других – мешочки с кружочками. Суть одна – учитель видит, как меняется настроение малышей в течение дня, и может откорректировать его в сторону позитива, просто поговорив с ребенком или немного поменяв тактику подачи материала.
Постоянное общение, дружественная обстановка, сопереживание и поддержка – вот основной посыл, который дает учитель детворе. Психолог Виктория Лихошерстная уверена, что такой подход к ученикам поможет в будущем искоренить страшное явление — буллинг.
О своих впечатлениях о НУШ рассказали и родители.
Я довольна реформой, потому что мой Тимофей каждый день возвращается домой с хорошим настроением, — сказала мама Наталья Лузан. — За полгода сын ни разу не сказал, что не хочет в школу. Ему нравятся учителя, уроки. И самое главное — он уже научился писать, выражать свои мысли. Дети заполняют дневник впечатлений, и если сначала там были только какие-то смайлики, то теперь Тимофей может сформулировать и написать о своих эмоциях.
Мама первоклашки из 143-й школы тоже поделилась своими эмоциями.
— В 143-й школе учатся двое моих детей – сын постарше и дочка в первом классе, — рассказала Яна Царева. – Я вижу, что разница между детьми существенная. Сын, общаясь с сестренкой, с завистью говорит, что с удовольствием снова пошел бы в первый класс. Дочь ходит в школу с огромным интересом. Еще до школы она умела писать печатными буквами, читать на русском и украинском. Но некоторые детки не были подготовлены. Сейчас все пишут и читают примерно на одном уровне.
По словам Яны, старший сын в свое время ходил в школу только потому что нужно, без энтузиазма. С дочкой все по-другому.
В сентябре, походив в школу всего пару недель, она заболела, — вспоминает Яна. – Утром, когда поняла, что с температурой на занятия не пойдет, плакала и причитала, что это несправедливо: брат не хочет в школу, но он не болеет, а она хочет и заболела.
«В НУШ дети только в игры играют?» – спрашивают родители, которые еще не столкнулись с новой системой обучения. Нет, дети обучаются, играя. У учителя есть задачи и цели, к которым он идет своим методом, уменьшая число занятий на определенную тему или увеличивая, если видит, что малыши не успевают усвоить новый материал. Обучение проходит в творческой атмосфере, с помощью многих предметов и материалов, которые раньше использовали только для игры или развлечений.
Кто бы мог подумать, что любимый большинством детей конструктор Лего может быть не просто игрой, но и обучающим материалом.
Психолог Виктория Лихошерстная рассказала:
В НУШ главное – это то, что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект. То, насколько он умеет воспринимать и контролировать свои эмоции и эмоции тех, кто находится рядом. Учителя много работают над развитием критического мышления ребенка. Но это происходит мягко, в дружеской атмосфере. Есть мнение, что учитель сегодня снял с себя советскую авторитарную одежду, он творческий, дружественный и принимает ребенка как индивидуальность, давая ему знания и тепло души.
У каждого ученика на парте лежит набор из шести крупных разноцветных кирпичиков. С их помощью учитель может пояснить состав слова, предложения, задать математическую задачку и даже работать с логическим мышлением и памятью.
Например, Анжела Валентиновна складывает кирпичики башенкой, но специально ставит их так, чтобы со всех сторон торчали по одному-два сектора. Просит ребят внимательно посмотреть на конструкцию и повторить ее из своего конструктора. Прячет свою башню за спину и считает до десяти. Вуаля! Детишки с легкостью справляются с заданием. А тем, кто забыл правильное расположение кубиков, с радостью помогают другие ребята.
Елена Кизиль, директор УВК №131, объяснила:
Благодаря успешной реформе децентрализации, которая реализуется по инициативе Президента Петра Порошенко, наш город может направлять больше средств и ресурсов на решение важных задач, в том числе на развитие сферы образования: ремонты и укрепление материальной базы школ, поддержку педагогов и сотрудников, улучшение условий для детей.
За последние годы я вижу много положительных изменений в нашей школе. Во-первых, это увеличение количества учеников. Значит, к нам растет доверие родителей, а педагогический коллектив с каждым годом работает лучше и лучше. Родители ведь доверяют детей в первую очередь учителю. Во-вторых, это материально-техническая база, она развивается в основном за счет государственных средств. Все, что нужно было для НУШ, – приобрели в рамках образовательной субвенции, то есть за государственные деньги. Ремонт крыши нам также сделали за бюджетные средства. Кроме того, в лучшую сторону поменялось питание в столовой. Несколько лет назад еда была не такой вкусной. А о ее качестве мы можем говорить в том числе и судя по отзывам. В школе организованно питаются не только ученики младших классов, но и старшие – это не буфетная еда, а полноценные обеды.
И самое главное – за пять лет изменилось отношение детей, особенно старшеклассников, к обучению. Они понимают важность и ответственность внешнего независимого тестирования и учатся на такой результат, чтобы их мечта осуществилась и они поступили в тот вуз, в котором хотят учиться.
Кроме того, последние несколько лет много внимания уделяется национально-патриотическому воспитанию. Но вместо того, чтобы ежедневно рассказывать детям, мы даем им возможность самим проявить таланты. В этом году, например, праздновали пятилетие фестиваля украинской песни. Если ученик выходит на сцену и исполняет украинскую песню, да еще и патриотическую – это говорит о воспитании, об отношении к родной земле, народу и украинским традициям. Ни одного ребенка мы не заставляем петь или надевать украинский костюм, они это делают сами, от души. Нет класса, который бы не участвовал в этом песенном мероприятии.
Второй год проводим фестиваль английской песни. Мы делаем акцент именно на этот язык, считаем, что для выпускника знание английского должно быть в приоритете. Математику можно учить, физику знать или не знать, а английский нужно знать всем до единого. Таковы современные реалии: чтобы быть успешным и востребованным, нужно знать иностранный язык, даже проживая в своей стране, и рассказывать о ней за границей на английском.
Читайте также:
В Днепре на ул. Космической перевернулся грузовик с пивом: движение парализовано
Дно журналистики заммэра Днепра Михаил Лысенко высмеял фейк о ремонте дороги досками
«Приятного аппетита»: в Днепре на Автовокзале шаурму готовят прямо на полу
В Днепре просят переименовать одну из улиц в честь Кузьмы Скрябина
В Днепре мужчина нашёл в машине питбультерьера
Вскрыл гараж и разбил окна: в Днепре поймали автомобильного вора-рецедивиста
Гребные лодки, прыжки с парашютом и пароход: как отдыхали в главном парке Днепра 60 лет назад
В Днепре «герой парковки» бросил свой автомобиль на пешеходном переходе напротив общества слепых
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.