Вокзал на «Озёрке» и бельгийские трамваи 19-го века: как зарождался днепровский электротранспорт

Вокзал на "Озёрке" и бельгийские трамваи 19-го века: как зарождался Днепровский электротранспорт. Новости Днепра

В Днепре трамвайное движение открыли 26 июня 1897 года. Наш город стал третьим городом Российской империи после Киева и Нижнего Новгорода, где были построены линии электрического трамвая. Об этом корреспондент «НМ» узнал в Facebook сообществе Екатеринославъ-Днепропетровск.

Главной артерией экономической и общественной жизни Екатеринослава всегда был Екатерининский проспект. Именно он и был выбран для расположения первой в городе трамвайной линии. 14 июня 1895 года между Городской Управой и Франко-Бельгийским акционерным обществом, был подписан договор о строительстве линии трамвая. А весной 1896 года были начаты строительные работы. Первая трамвайная линия была проложена посреди роскошных бульваров Екатерининского проспекта. Она начиналась у здания железнодорожного вокзала, выходила на Проспект и шла до Соборной площади, опоясывая ее. Длина этой линии составляла 6078 метров, причем на протяжении более 4 км. путь был двойной. Центральная станция трамвая разместилась на Озерной площади.

Вокзал на "Озёрке" и бельгийские трамваи 19-го века: как зарождался Днепровский электротранспорт. Новости Днепра

Бельгийский трамвай на площади У Городского сада (ныне площадь Половицкая, бывш. пл. Горького).

Эксплуатацией бельгийского трамвая ведало «Анонимное общество «Электрические трамваи Екатеринослава». Первая линия называлась «Вокзал-Соборная». От этой линии отходили три боковые ветки. Первая — от пароходной пристани у железнодорожного моста по Провиантской (Пастера) улице. Вторая — от Проспекта по Торговой улице (сейчас ул. Вячеслава Липинского, бывш. ул. Ширшова), заканчиваясь на Иорданской площади (ныне район Нового моста). Третья — по Александровской (сейчас ул. Сечевых Стрельцов, бывш. ул. Артема) и Большой Базарной (сейчас ул. Святослава Храброго, бывш. ул. Чкалова) улицам. Таким образом трамвай имел три маршрута: «Вокзал-Соборная», «Вокзал-Иорданская» и «Пристань-Базарная».

Вокзал на "Озёрке" и бельгийские трамваи 19-го века: как зарождался Днепровский электротранспорт. Новости Днепра

Бельгийский трамвай поворачивает на Александровскую улицу (сейчас ул. Сечевых Стрельцов, бывш. ул. Артёма).

В субботу 14 (26) июня 1897 года, состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Екатеринославе. Был жаркий солнечный день. На протяжении всей линии «Вокзал-Соборная» толпился народ. В 14 часов к трамвайному парку на Озерную площадь прибыл губернатор Батюшков с супругой и другие представители местной элиты. Гости расположились в шести вагончиках зеленого цвета построенных немецкой компанией «Ганс и Ко», и украшенных флажками, цветами, шарами и лентами. Жена губернатора перерезала красную ленту на воротах трамвайной станции. Первый трамвай в сопровождении звуков оркестра и возгласов «Ура!» выехал на площадь. Все вагоны затем торжественно проехали по проспекту до конечной остановки и обратно.

Вокзал на "Озёрке" и бельгийские трамваи 19-го века: как зарождался Днепровский электротранспорт. Новости Днепра

Бельгийский трамвай на перекрестке Екатерининского проспекта и Торговой улицы (сейчас ул. Вячеслава Липинского, бывш. ул. Ширшова). Ответвление линии по Торговой до Иорданской площади (ныне местность у Нового моста).

Уже в 1899 году бельгийские предприниматели быстро окупили все свои затраты и стали зарабатывать, благодаря функционированию трамвая. Городская Управа получала только 2% от доходов бельгийцев, что конечно ее не устраивало. Правление Франко-Бельгийского общества решило исправить данную ситуацию, дав 25 властным лицам Екатеринослава право на бесплатный проезд, первым делом — губернатору. Им были выданы золотые жетоны с красной и голубой эмалью. На одной стороне жетона находился герб города, на другой — имя владельца, высеченное на французском языке.

Вокзал на "Озёрке" и бельгийские трамваи 19-го века: как зарождался Днепровский электротранспорт. Новости Днепра

Бельгийский трамвай у пароходной пристани

В 1906 году в Екатеринославе открылся еще один, уже Городской трамвай. Его вагончики, в отличии от бельгийского, были покрашены в красный цвет. Городской трамвай обслуживал две линии. Они обе начинались у пересечения Проспекта и Гимнастической (Шмидта) улицы, и шли вверх по Гимнастической. Затем одна из них сворачивала вправо и вела по Пушкинскому проспекту до Брянского завода (Петровского), а вторая сворачивала влево и вела по Пушкинскому проспекту, затем по Большой Базарной улице, и сворачивала на Казанскую улицу (сейчас ул. Михаила Грушевского, бывш. ул. К. Либкнехта).

Вокзал на "Озёрке" и бельгийские трамваи 19-го века: как зарождался Днепровский электротранспорт. Новости Днепра

Ответвление трамвайной линии Бельгийского трамвая по Провиантской (Пастера) улицы до пароходной пристани. 1913 год

Электрический трамвай быстро завоевал любовь горожан, так как смог решить множество транспортных проблем.

Читайте также:

Печник снова в деле: легендарный вандал Днепра изуродовал отремонтированное здание на Вокзале

Картошка будет золотой: цены в Днепре бьют рекорды, и это еще не предел

Как и кто запускал метрополитен Днепра 23 года назад

Фанат своего дела: история юного водителя троллейбуса из Днепра

Подбирала людей и между остановками: как работает электротранспорт Днепра в праздничные ночи

Праздники не помеха: в Днепре активно достраивают новый ТРЦ Apollo-2

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поделиться:

Читайте также: