В советскую эпоху Днепр быстро рос и развивался, как важнейший промышленный центр. В середине 70-х в городе родился миллионный житель. Согласно градостроительным нормам того времени, в городе-миллионнике должен был появится метрополитен. О том, как строили подземную железную дорогу расскажет корреспондент «НМ».
В СССР метрополитены строились прежде всего в столицах республик, затем очередь доходила до остальных «миллионеров». В Киеве метро появилось в 1960 году, Харьков, как второй по величине город Украины, получил метрополитен в 1975 году. В остальных городах УССР (Днепропетровске, Донецке, Одессе) такой вид городского транспорта только закладывали в генеральные планы на далекую перспективу.
Одной из основных версий появления в Днепропетровске подземки стал стратегический фактор. В разгар «холодной войны» за рубежом была разработана карта важнейших военных объектов СССР, по которым планировалось нанести атомные удары. В перечень городов-целей попал и Днепропетровск, который в те годы был закрытым и являлся центром ракетостроения. Возможно, именно поэтому в городе было решено строить метро как объект гражданской обороны. Предпочтение было отдано глубокому заложению — 5 из 6 станций первого участка — глубокие. Хотя, судя по рельефу и состоянию грунтов, вполне можно было бы обойтись мелким заложением.
Оставалось лишь получить добро «сверху». Горсовет, при поддержке жителей Днепропетровска, решил обратиться к земляку — Первому секретарю ЦК КПУ Владимиру Щербицкому, который поддержал строительство в Днепропетровске метрополитена, но предупредил: «Скоро к вам приедет генеральный, с ним и решайте». В сентябре 1979 года свою Родину посетил Леонид Ильич Брежнев. Ему вручили удостоверение Почетного гражданина Днепропетровска, дабы подсластить просьбу о метро. Но Леонид Ильич отрезал: «Вот придет ваша очередь — и стройте!». Тут и подключился Щербицкий: «Город-труженик, город славных традиций». В общем, убедили генсека, что метро Днепропетровску нужнее, чем другим.
В 1979 году Совет Министров СССР утвердил, и поручил Госплану, Министерству путей сообщения и Минтрансстрою решить все вопросы по сооружению метрополитена в Днепропетровске. В ускоренном темпе проводились изыскательские работы, институты Москвы и Харькова разрабатывали проект. 15 марта 1982 года Совет Министров СССР включил Днепропетровский метрополитен в список важнейших строек страны.
Со всего Союза в Днепропетровск потянулись строители-тоннельщики и метростроевцы. Лишь немногие знали и понимали, что на самом деле в городе строится не просто скоростной транспорт, а еще и стратегический объект. Все секретные и стратегические объекты СССР возводились качественно и в максимально сжатые сроки. Поначалу все шло хорошо, и ввести в строй подземку планировалось уже в 12-ой пятилетке. Однако, 10 ноября 1982 года Леонид Ильич Брежнев скончался.
Первое время строительство метрополитена продолжалось «по инерции», но в связи с начавшимися в экономике трудностями, объемы финансирования стали уменьшаться. В 1988 году город посетил Михаил Горбачев. Жители решили вновь обратиться к «генеральному», однако тот, пообещав разобраться с вопросом, так и уехал, оставив горожан с пустыми обещаниями. Спустя три года не стало и самого СССР. Днепропетровск перестал быть закрытым городом, а недостроенный метрополитен так и остался символом ушедшей эпохи и «светлого будущего».
В кризисные 1990-е строительство метро практически остановилось. Руководство города понимало, что оставлять такой долгострой нельзя, поскольку в советское время был создан большой задел на строительстве подземки. Для приближения срока сдачи, первый пусковой участок было решено сократить — с 8 до 6 станций. В СМИ постоянно назывались новые сроки открытия, которые постоянно переносились. В конце 1994 года было принято окончательное решение — во что бы то ни стало открыть метрополитен в 1995 году.
На помощь пришел председатель облсовета Павел Лазаренко, который объявил Днепропетровский метрополитен главным пусковым объектом года. В очередной раз к строительству подключили все крупнейшие предприятия города. Были четко определены сроки сдачи всех объектов подземки. Работа на стройке вновь забила ключом, строительство велось круглосуточно. Кабмин Украины выделил средства для приобретения 45 вагонов на Мытищинском и Петербургском вагоностроительных заводах.
29 декабря 1995 года двери Днепропетровского метрополитена были открыты для пассажиров. Первый пусковой участок, протяженностью 7,8 километров, протянулся с запада на восток вдоль правого берега Днепра. Он состоит из 6 станций: «Покровская» (бывш. «Коммунаровская»), «Проспект Свободы», «Заводская», «Металлургов», «Метростроителей» и «Вокзальная». Строительство следующих трех станций этой ветки более двадцати лет практически не велось. И только летом 2016 года строительные работы возобновились. Тендер выиграла турецкая компания «Limak», которая к 2021 году планирует сдать три следующие станции участка — «Театральную», «Центральную» и «Музейную».
Материал сообщества «Екатеринославъ — Днепропетровск».
Читайте также:
Строительство метро в Днепре: как продвигаются подземные работы
В Днепре на Озёрке ставят 8-ми метровую живую ёлку (фото)
Секретные лаборатории Царства Мёртвых: жуткие тайны больницы Красного Креста в Днепре
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: История, Метро, метрополитен, Новости Днепра