Skip to content

Борис Филатов: рай и ад только у нас в голове

Татьяна Валигурская

Татьяна Валигурская

Разговор с городским головой Борисом Филатовым мы выстраивали, опираясь на вашу почту и звонки в редакцию. От себя хотелось внести нотку ностальгии и романтики. День города все-таки. Но мэр сразу отмел все наши попытки настроить его на лирический лад. Сказал, что он — человек приземленный и конкретный.

Борис Филатов: рай и ад только у нас в голове. Новости Днепра

КОНТРОЛЬ ВМЕСТО СЛАДКОЙ ВАТЫ

— Что для вас День города? Какой смысл ? вкладываете в этот праздник?

– В этом году будет первое празднование, когда мы сделаем упор не на официальные мероприятия, а на инспектирование строительства. Я целый день буду ездить и проверять все наши масштабные стройки. На каждом объекте — своя история. Например, на стадион ДВРЗ специально приезжают немецкие подрядчики, которые участвуют в постройке спортивной арены европейского уровня в Днепре. На нашем злосчастном мосту будут укладывать асфальт турецкие строители со специальной техникой и по специальной технологии. С ними я тоже встречусь. Такая же инспекция пройдет на улице Курчатова и других объектах с 9.30 до 20.00. В День города запустят троллейбус на Сокол, в связи с чем будет изменена и транспортная инфраструктура. В этот День города мы покажем, что можем не только есть сладкую вату, плясать, петь и развлекаться, хотя отдыхать в кругу семьи тоже важно, но и умеем строить, развиваться.

ГОРОД-ФЕНИКС

— Сейчас Днепр – сплошная стройплощадка. Одни радуются, другие проклинают городскую власть. Какова конечная цель всех этих перемен? Что ждет Днепр лет через пять-десять?

— Часто сравниваю наш город с Фениксом. У него уникальная история, он много раз почти исчезал и потом возрождался. Никто не знает его истинную дату рождения. Никто не знает, как он назывался. Еще до Кодака здесь жили люди. Цивилизационная история не прерывалась. А если отталкиваться от Екатеринослава, то он строился тогда как Южная Пальмира. Но после смерти Екатерины пришел в запустение и превратился в пыльный уездный городок. Потом появился Александр Поль. Его многие считали сумасшедшим. А он ходил, доказывал, убеждал. Были построены железная дорога и металлургический завод. Снова виток возрождения благодаря бельгийскому капиталу. Спад. Опять всплеск, когда Днепр стал космической столицей. И вновь годы стагнации. В 2014-м началось возрождение Днепра, когда он остановил «русскую весну». Мы не можем упустить этот шанс. А те, кому не нравится, должны просто тихо промолчать. Ведь сейчас никто, даже самый большой пессимист, не посмеет отрицать, что город на подъеме, он строится и развивается. Мы идем вперед, попутно решая проблемы, накапливавшиеся годами. В планах сделать больше пешеходных, рекреационных зон. Город должен стать комфортным для людей, дружелюбным для проживания.

ЖЕМЧУЖИНЫ, ТАЯЩИЕ БЕСЦЕННЫЙ КАПИТАЛ

— Как бы вы его назвали в будущем? Мощным деловым центром? Туристической Меккой? Городом металлургов?

— Городом металлургов, при всем уважении к этой профессии, его уже назвать нельзя. Можно считать его банковской столицей? Наверное, можно. Ведь все знают, что Приватбанк – это днепровский продукт. И основной менеджмент этого, уже государственного банка находится у нас. В том числе и по моей просьбе. Я это желание озвучил. Приватбанк воспитал огромное количество деловой элиты. Я, как мэр, хочу, чтобы они все находились и платили налоги здесь! Еще один пример. Компания «АТБ». Это ритейлер всеукраинского значения. Тоже наша, днепровская компания. С офисом не в Киеве, а здесь, у нас. По оборотам, наверное, больше, чем ДТЭК. Это наши жемчужины. Голубые днепровские жемчужины, которые таят в себе бесценный человеческий капитал. Днепр — туристическая Мекка? Мы должны отдавать себе отчет, что город таковым не станет. Хотя у нас есть что посмотреть, у нас интересная история, в том числе и новейшая. Люди дружелюбные. У нас красивый, просторный город. Правильно спланированный. У нас практически нет пробок, большие, просторные улицы. Это редкость и достоинство для европейских городов.

Борис Филатов: рай и ад только у нас в голове. Новости Днепра

СЛЕДЫ ОСТАВЛЕНЫ ВЕЗДЕ

— Ваши самые теплые детские воспоминания о Днепропетровске? С каким местом они связаны?

— Я знал, что вы спросите. Но это все равно, что задавать вопрос ребенку: «Кого ты больше любишь: маму или папу?» У меня много воспоминаний. Этот город я очень хорошо знаю. Начиная от Победы и до бывшего Ленинского района. На Ломовском (Фрунзенском) я когда-то работал маляром, метро строил в Диевке в депо, на Лоцкаменке работал сторожем. В студенческие годы гулял в парке Гагарина и в университетском ботсаду. В каждом районе есть свои памятные уголки. Для меня город един, я не могу его в душе фрагментировать. Масса всего теплого. Следы оставлены везде.

МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

— Мэр Лондона Борис Джонсон отмотал два срока, стал министром иностранных дел в кабинете Терезы Мэй и подал в отставку в июле этого года. Здесь много параллелей с вами: он тоже журналист, автор скандальных расследований, неординарная личность. Кстати, его жену тоже зовут Марина. Бориса Джонсона много раз критиковали, тем не менее он был избран мэром на второй срок. На ваш взгляд, что ему и вам дается труднее, а что легче? Можно ли научиться на его опыте? Что вы можете воплотить в Днепре?

— Сравнивать Днепр с Лондоном не совсем корректно. Лондон – финансовая столица мира. Столица империи, Британского содружества, конгломерата наций, разбросанных по всему Земному шару. Сравнивать себя с политиками первой мировой лиги тоже не совсем верно. Но вы правильно подметили, что какие-то мистические пересечения есть. Если отвечать с юмором, то мы с Борисом Джонсоном похожи легкой небрежностью в одежде, простотой в общении и тем, что называется, за словом в карман не полезет. Умеет отстаивать свои взгляды. Мне импонирует также то, что он занял очень резкую принципиальную позицию по отношению к российской агрессии. И при этом не выбирал никаких дипломатических выражений, а называл вещи своими именами. Можно ли сравнить Днепр с Лондоном? Я не знаю, какой у Лондона бюджет. Но знаю, например, какой бюджет у Портленда (столица штата Орегон, США), с которым мы пытаемся наладить отношения как с городом-побратимом. Портленд очень похож на Днепр, в нем приблизительно такая же демографическая ситуация. Так вот, бюджет города составляет 4,6 миллиарда долларов. К слову, бюджет одного Берлинского водоканала приблизительно равен бюджету Днепра. О чем мы говорим? В Лондоне метро появилось тогда, когда в России отменили крепостное право.

Борис Филатов: рай и ад только у нас в голове. Новости Днепра

ПИЛЮЛЯ ДЛЯ СЧАСТЬЯ

— Многие путешественники отмечают, что в некоторых странах люди живут очень бедно, практически в хижинах, впроголодь, никогда не слышали ни о каких пенсиях или пособиях, а все время улыбаются и счастливы. Как сделать счастливыми днепрян? Возможно ли это?

— Это проблема не только днепрян, но и всех украинцев. Это, скорее, массовая фрустрация. Люди потерялись между желаемым и действительным. Но я сдержанный оптимист. И мне кажется, что есть легкое просветление. Люди настолько устали от негатива, в который сами себя загнали, что начинают понимать: на самом деле все далеко не так плохо, как мы сами себе нарисовали. Я сейчас не говорю о СМИ. Телевизор вообще смотреть невозможно. Это, кстати, большая ответственность журналистов. Они просто издеваются. Секс, страх, сомнение – то, что продается лучше всего. Но нельзя же все время спекулировать на этих темах. На самом деле у нас много положительного. Только мы не хотим этого замечать. Огромное количество красивых женщин и самый дешевый в мире Интернет. Скажу вам так: я много где был, и везде жизнь нелегкая. Никто не собирается просто так платить большие деньги, миллионеры нигде не ходят по улицам. Нужно много работать, иметь страховку, всегда и у всех есть проблемы. На жилье нужно 20 лет потратить. К чему я при- вожу эти примеры? На самом деле нигде нет черного и белого, нет рая на земле. Весь рай и ад только у нас в голове. Нужно строить свой дом, а не искать себя на чужбине. Еще вот такой пример. В Америке мы посещали украинскую диаспору. Она сильная, богатая. Люди хорошо там живут, потому что очень много работают. Они нас хорошо принимали. Пели песни на украинском языке, показали украинскую школу. Но потом была интересная ситуация. Закончилась официальная часть, дети сели в школьной столовке, достали свои сэндвичи и заговорили на английском о баскетболе. Они сняли маски. И оказалось, что на самом деле они украиноговорящие американцы. Мы говорили потом об этом с родителями. Это действительно проблема. Это любящие Украину, помогающие нашей стране, отправляющие сюда большие средства люди. Но без родной земли они все равно американцы.

Борис Филатов: рай и ад только у нас в голове. Новости Днепра

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ «НМ»

— Будет ли ходить троллейбус в Приднепровск?

— Будет. Сто процентов. Скорее всего, не троллейбус, а электробус. Есть такая технология, мы ее сейчас отрабатываем, тестируем. И будет электротранспорт ходить до конца жилмассива Победа. Все зависит от бюджета.

— Будет ли в городе речной трамвай?

— У нас есть просчитанная концепция. Расписан маршрут от жилмассива Ломовского до центра. Но чтобы сделать его рентабельным, проезд должен стоить 30 гривен. Захотят ли платить столько горожане? Вопрос на сегодня риторический. Это интересная история, характерная для многих городов у реки, но, наверное, пока несвоевременная.

— Когда в Днепре начнут сортировать мусор?

— Пока это делать рано. Это ведь должен быть законченный цикл, а у нас нет мусороперерабатывающего завода. Вели переговоры с иностранными инвесторами. Самыми перспективными оказались японцы. С ними мы общаемся больше двух с половиной лет. Переговоры продвигаются медленно – это особенности страны. Будем работать дальше, вопрос сложный. Но если я эту тему выхожу – а это инвестиции в 300 миллионов долларов и совершенно другой подход — то буду очень доволен. Я никогда не комментирую деятельность своих коллег в разных городах Украины. Мы все помним Грибовицкую трагедию подо Львовом. Так вот, наш полигон — один из самых лучших в стране. Куплена новая техника. Планируем запускать четвертую очередь. Работает сортировочная линия. И на этот полигон есть все необходимые документы, что и позволило нам предметно разговаривать с инвесторами. Но есть экономика. И мы должны подходить к этому взвешенно, выходя из собственных реалий. Это нелегко, здесь очень сложная модульная история. А люди везде одинаковы. Англичане мне, например, рассказывали, что приучали людей сортировать мусор 15 лет. Это жизнь.

— Когда решится вопрос в КП «Зооконтроль» с отделением для котов?

— Поверьте, наши котики и собачки чувствуют себя гораздо лучше, чем в других городах. У них есть покровитель – мой заместитель Михаил Лысенко. Но котиками мы займемся в 2019 году. Все зависит от бюджета. От макроэкономических показателей в стране. От курса доллара, от цены на газ. Не хотел бы нагонять тоску на горожан накануне праздника, но если в прошлом году у нас хотели изъять миллиард гривен, то в этом планируют 2 миллиарда 300 миллионов. У меня возникло ощущение дежавю. Нужно ехать в Минфин, в Кабмин, в Верховную Раду, к Президенту. Потому что децентрализация — это хорошо. Только они одной рукой дают, а другой… Вроде бы и не отбирают, а возлагают на нас дополнительные расходы. Льготы, субсидии, образовательные субвенции. Сейчас деньги на инсулин берем из городского бюджета – 25 миллионов. И вроде бюджет большой, а денег едва хватает. Не знаю, кому в Киеве пришла такая шикарная мысль – ограбить местное самоуправление накануне выборов, похоронить реформу. Но это в корне неправильно! Уже представил себя в киевских кабинетах. И обязательно буду просить народных депутатов Максима Курячего, Ивана Куличенко, Татьяну Рычкову помочь родному городу. Если мы удержим уровень прошлого года, то будет у нас и троллейбус в Приднепровск, и приют для котиков. Обещаю!

ФОТО: Валерий Кравченко

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: