Skip to content

Журналист «НМ» проверил новую систему образования в Днепре

Экспериментальные классы из Днепра год проучились по новой программе.

Первоклашки этого года – настоящие герои, ведь они станут первооткрывателями двенадцатилетней программы обучения. О том, что ждет учеников «Новой украинской школы», наша газета писала еще в начале учебного года. Тогда об изменениях в программе знали только в теории, и никто не понимал, будут ли эти перемены в радость малышам и их родителям.

В качестве эксперимента новую программу внедрили в ста школах Украины. В нашей области таких четыре. Сейчас ребятишки, которые учились по ней, заканчивают первый класс. Мне, как маме будущего первоклассника, очень интересно, чему за год научись дети и как проходило обучение. Поэтому я отправилась в школу№143, что на Красном Камне. В ней сразу два первых класса участвуют в эксперименте.

Учим математику по лего

Меня встретила директор Наталья Лукина – симпатичная женщина с добрыми голубыми глазами. Пока мы шли в экспериментальный 1-В, она рассказала, что программа ориентирована на ребенка, а не на предмет, как это было раньше. За год учитель должен дать детям определенные знания. Как он будет это делать и сколько времени потратит на каждую тему, педагог решает сам.

— Очень важно обращать внимание на развитие каждого ребенка, — говорит директор. — Где-то читала фразу, что в каждом малыше есть солнышко и нужно уметь его зажечь. Многое зависит от кадров — с задачей хорошо справится учитель-новатор, творческий человек, который горит работой.

Тем временем мы зашли в кабинет. Детишки с интересом меня рассматривали и искренне улыбались.

Все сидели за партами, но в непривычном порядке: столы были сдвинуты по три таким образом, что дети видели друг друга. Посередине парты – лотки с карандашами и корзинки с предметами, которые помогают в учебе.

— У нас урок математики, мы уже прибавляем и отн

имаем двузначные числа, представляете, какие мы молодцы! – восклицает учитель Наталья Зинчук.

Наталья Александровна берет в руки два одноразовых стаканчика – оранжевый и зеленый. По их краям написаны цифры от нуля до девяти. Один стаканчик – это десятки, второй – единицы. Учитель вставляет один стаканчик в другой, и они чудесным образом превращаются в математический тренажер.

— Давайте покажем число, в котором девять десятков, — говорит учитель, а дети составляют написанные на стаканчиках цифры и поднимают их вверх. – Молодцы! А теперь покажите число, в котором два десятка и девять единиц.

Ребятишки резво прокручивают один стаканчик в другом, составляют цифры два и девять и снова показывают педагогу.

Учитель спрашивает, что необычного в числе 29 одного из зимних месяцев. Маленькие всезнайки засыпали ответами: «Если на календаре 29 декабря, значит, скоро Новый год!», «Это значит, что скоро весна!»

Наталья Александровна благодарит каждого ученика за интересную версию и рассказывает, что в феврале 29-е число бывает только раз в четыре года. Поэтому февраль – необычный месяц.

— А теперь возьмите кирпичики и сложите, как я, зеленый, красный и оранжевый, — говорит Наталья и показывает детям крупные яркие детали конструктора лего. – Теперь сложим их немного по-другому и посчитаем, сколько на кирпичиках точек.

Конструктор лего – незаменимый атрибут новой программы. С помощью шести крупных кирпичиков учитель поясняет ребятишкам счет, части предложения и даже строение растения. Маленькие почемучки не только наглядно познают новое, но и развивают мелкую моторику. Пока я рассматривала яркий конструктор, Наталья Александровна достала листы с цифрами.

— Кого мы сегодня вспоминали? Рыбок и птичек, – напомнила она детям. – У меня есть для вас сюрприз – нужно по порядку соединить цифры от одного и дальше и появится птичка.

Первоклассники старательно соединяли линии. На следующем уроке искусства им предстояло раскрасить эту заготовку.

 

Дерево из колбасок и космос из ниток

— Смотрите, какую Солнечную систему смастерила Наталья Александровна на неделе космоса, — директор школы показывает целую инсталляцию с планетами из ниток и ярким солнышком. – А вот эти картины Солнечной системы лепили сами дети.

Ребятишки очень много мастерят – на одной из стен много оригинальных симпатичных часов, которые ученики делали, когда изучали время. Тут и сердечко, и домик, и аквариум с рыбками. Все поделки висят на самом видном месте.

На подоконнике в файлах лежат другие работы детей. Они все яркие и оригинальные: дерево с разноцветными пластилиновыми спиральками вместо листиков, улитка с красивенными бусами на шее, веточки с почками-котиками, сделанные из ватных палочек. Урок закончился, детишки подбежали ко мне и наперебой начали рассказывать, как они мастерили эту красоту.

— Смотрите! Нужно взять пластилин и вот так сделать колбаску, — громко рассказывает один мальчишка. — А потом просто скручиваете ее и приклеиваете на картон. Мы делали это на групповом занятии.

Анюта, девочка с огромными лучистыми глазами, с гордостью показывает мне свою поделку — это балерина, сделанная из обычной одноразовой ложки.

— Я взяла свой бантик и одела на ложку, как юбочку, потом приклеила внизу еще один кусочек ложки – это ножки балерины и на них обула сапожки куклы Барби, — поделилась девочка.

Ребята рассказали, что их любимые уроки – математика и творчество. А Аня сказала, что уже все-все знает на английском – и буквы, и названия всех животных.

Прищепки и дневники настроения

Наталья Александровна попросила учеников показать свое настроение. Дети побежали к двери, рядом с которой висят три смайлика – веселый, нейтральный и грустный. Каждый ребенок взял прищепку со своим именем и прицепил на тот смайлик, который соответствует его настроению в данный момент. Улыбающаяся рожица стала похожа на солнышко. На двух остальных повисло по парочке прищепок.

Эта незамысловатая система – отличный инструмент для понимания каждого ребенка. Прищепки настроения дети цепляют утром, как только приходят в школу, а потом после каждого урока. Учитель видит, как меняется их настроение в течение дня. Отслеживает, кто прицепил прищепочки на грустные самайлики, и разговаривает с каждым учеником на переменке. Делясь с учителем, ребенок учится проговаривать свои чувства.

Кроме прищепочных солнышек, у ребят есть дневники настроения. В конце каждого дня они рисуют в нем свою эмоцию и пишут ощущения. «Я грустный, потому что заболел Святик, но радостный, потому что математика», «Я сегодня рада, потому что я сегодня в школе», — пишут малыши.

Ошибаться не страшно

Учебный день первоклашек начинается с утренней встречи, во время которой учитель беседует с детьми и настраивает их на работу. Педагог выбирает, где проводить эти встречи – в классе на любимом коврике, на улице или в актовом зале.

— У ребят есть кресло автора, — рассказывает Наталья Лукина. – Во время утренних встреч его занимает тот, кто принес какую-нибудь интересную новость. Это может быть учитель, ученик, родственники ребят или просто интересный человек. Бывает, учитель замечает, что с кем-то из учеников не общаются. Тогда он разговаривает с этим ребенком и просит его принести что-нибудь интересное и рассказать всем об этом предмете.

Другой пример — у ребенка долго не получалась буква и он наконец написал ее очень красиво. В этом случае он тоже садится в кресло автора.

Кстати, меня удивила каллиграфия первоклассников. Ребята пишут прописные буквы всего несколько месяцев, но делают это филигранно.

До нового года малыши писали печатными буквами в специальных альбомах, которые для них подготовила Наталья Александровна. У педагога есть опыт работы в Вальдорфской школе, поэтому многое оттуда она перенесла в обычную. После нового года ребятишки начали писать в простых тетрадях, но карандашом. Ошибку можно легко исправить, не заостряя на ней внимания и не расстраиваясь.

 

Домик для червячка

— Очень важно создать доступное детям научное пространство, — говорит Наталья Лукина. — Ребенок может подойти и взять то, что ему нужно – клей, ножницы, карандаши. Если он устал – может пойти прилечь на коврик, потом вернуться к занятиям. К первоклашкам весь год приходили одиннадцатиклассники и проводили с ними интересные уроки – рассказывали новое и проводили опыты. Детям очень интересно.

Каждую пятницу учитель организует для ребят витаминный день. Дети изучают полезные свойства одного фрукта или овоща. Все могут попробовать и пощупать исследуемую вкусняшку, а работники столовой готовят для первоклашек из него блюдо и угощают всех во время завтрака.

— Дети не забудут эту науку, потому что она проходит через образы и эмоции, — говорит директор школы. – Недавно изучали яблоко. Начали думать, в чем же его польза. И тут одна девочка говорит: «Забыли? Это же домик для червячка!»

Учебный процесс затягивает детей, часто они не хотят уходить из школы в конце дня. А осенью, когда каникулы перенесли на неделю раньше, малыши хором кричали, что не хотят сидеть дома, а хотят учиться дальше. Это ли ни лучший показатель удачного начала?

Запишут всех!

Запись в школы будущих первоклассников в самом разгаре. По словам Павла Хобзея, замминистра образования, теперь будущим ученикам не придется проходить специальные тесты, как это было раньше.

— Ребенка обязаны зачислить в школу, к которой он относится, — сказал он на пресс-конференции в Днепре. – Если это учебное заведение другого района с высоким конкурсом и остались свободные места, то попасть в него можно в порядке очереди. Сначала проходят дети работников школы, потом – братья и сестры тех, кто уже учится в ней и потом – по старшинству.

Если же в школе, к которой относится ребенок, нет свободных мест, то обучение могут сделать двухсменным. Это не очень удобно, но намного лучше, чем ездить в другой район города и подвергать ребенка опасности, считает замминистра.

Как же обстоят дела с записью малышей в первый класс в школе №143? Директор Наталья Лукина рассказала, что за первую неделю документы подали родители 120 детей. Ажиотажа и паники нет. Эти 120 малышей – те, кто уже несколько месяцев ходят на ознакомительные занятия в школу. Документы принимает лично директор, сразу же консультирует обеспокоенных родителей. Рассказывает о том, что их ждет.

Инна, мама ученицы 1-го класса Миланы:

— Мы очень переживали, как ребенок пойдет в первый класс – у дочки была психологическая травма в связи со смертью любимой бабушки. Она очень плакала, когда ходила в садик. Одноклассники и учитель с первого дня окружили Милану вниманием. И в школу она просто летит, несмотря на погоду. Наталья Александровна умеет заинтересовать ребят: говорит, что приготовила что-то интересное на завтра. Дочка счастлива, и для меня это главное. Общаемся с другими родителями – довольны все. Сначала многие переживали, что уже новый год начался, а дети пишут печатными буквами. Уже май, и смотрите, как красиво пишут наши малыши. Мне очень нравится, что знания дают комплексно. Например, была задача о жирафах. Наталья Александровна показала видео об этих животных, рассказала о них.

Наталья Зинчук, учитель 1-го класса:

— В начале учебного года я немного переживала, как же все будет происходить. Много готовлюсь к урокам, конечно, устаю. Но горящие глаза ребят – это лучший стимул. У меня в классе есть девочка, которая каждое утро спрашивала меня: «А что сегодня будет интересного?» И как не сделать интересно? Мы с ребятами делаем много проектов. Была, например, тема «Осень». Мы изучали, что происходит с природой. Делали очень красивую выставку — дети приносили поделки из даров осени. У ребенка была гордость за то, какую работу он сделал. В классе учатся обычные дети, никто их специально не отбирал. Все индивидуальны, поведение у всех разное. У нас была ворона – птица просто прилетала и усаживалась на ветку напротив нашего окна. Дети ее знают. Я подмечала момент и говорила: «Видите, вы шумите, и ворона улетела, теперь не расскажет маме и папе, что мы тут интересного делали». Бывает, просто рисую кружок и говорю детям: «Творите». А сейчас готовим подарки на последний звонок одиннадцатиклассникам. Сделаем птичек и красиво напишем пожелания.

Инна Головко, учитель 1-го класса:

— Если учитель и раньше креативно работал, то особых изменений не почувствует. У нас те же классы, те же парты. А ребенок для меня и раньше был в центре. Уроки проходят интересно – например, на уроке математики было задание с горой Говерлой. Я знала заранее, что будет такое задание и показала ребятам видео о путешествии на Говерлу, рассказала о ней. Это интеграция в глобальном масштабе. Детям это интересно. Мы с ними все щупаем, пробуем и экспериментируем. У них есть пятиминутка чтения – каждый берет свою книгу и читает. В начале года они принесли в школу три книги и подарили классу. Книга обязательно лежит на краю парты. Кто-то во время чтения ходит по классу, кто-то садится на пол под стеночкой. Если им удобно, почему нет? Пусть хоть на шкаф залезут, правда, о таком я им еще не говорила.

Технику чтения мы проверяем так же, как и раньше. Но не для того, чтобы сравнить результаты между детьми, а чтобы увидеть прогресс ребенка. В начале года только трое моих ребят могли читать. Сначала мы рассматривали картинки и только после нового года начали серьезно читать. Бывает, говорю ученику: «Вспомни, как ты читал раньше. Ты чувствуешь, какой ты молодец? Как думаешь, почему это произошло?» Ребенок отвечает, что это, скорее всего, потому что он много читает. Важно, чтобы он сам сделал выводы и увидел свой прогресс.

Виктория Лихошерстная, психолог школы №143:

— Новую школу мы ждем потому, что сейчас дети другие. Очень важна групповая работа – когда ученики не просто сидят за партами, а помогают друг другу. Вырабатываются партнерские отношения, умение быть коммуникабельными и общаться с разными детьми. Новая школа направлена на развитие критического мышления. Ребята учатся проговаривать свои чувства и не заучивать правила. Они запоминают материал через познание и свой опыт: «Я запоминаю и понимаю, только когда что-то сделаю». В новой украинской школе оценки носят рекомендательный характер. Ребенок должен правильно оценивать свою деятельность и не брать оценку как какую-то стигму. Должен ориентироваться не на нее, а на знания и собственный рост, чтобы оценка не мешала ему в будущем продвигаться и добиваться успеха. Детей учат, что они имеют право на ошибку – ребенок может высказать свое мнение без боязни, что сказал что-то неправильно.

Была у ребят тема недели – зима. На уроках они изучали разные состояния воды и учителя дали им задание вырезать дома снежинки любой формы. Главное условие, чтобы они были белыми. На следующий день их приклеили на окна – внизу был домик, вырезанный в технике вытынанки, а сверху снежинки. Ребятишки с таким восторгом искали свои! В начале эксперимента учителя были как выжатые лимоны, потом втянулись.

ОФИЦИАЛЬНО

— Дети будут познавать мир, — сказал заместитель министра образования и науки Украины Павел Хобзей. — Новые учебники намного интереснее старых. У детей сформируются правильные общечеловеческие ценности и отношения, что очень важно.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: