Эдуард Сребницкий, ведущий тенор Днепропетровского театра оперы и балета, народный артист Украины, отметил два юбилея: из своих восьмидесяти – пятьдесят на сцене.
Позади – сотни сценариев, образов, жестов, шагов, звуков, удивительных встреч и поездок. Впрочем, почему позади? У полного оптимизма и энергии юбиляра еще много творческих планов. Потому что без театра себя не мыслит. «Порой трудно распознать: играешь, чтобы жить, или живешь, чтобы играть, – признается он. — Все мы – актеры на сцене театра под названием жизнь».
Радио судьбы
Именно это техническое ноу-хау начала ХХ века сыграло очень важную роль в судьбе будущей знаменитости. Благодаря самодельному радиоустройству в одном из бараков для рабочих Магнитки состоялась первая встреча шестилетнего Эдуарда с музыкой. С настоящей оперой! Как завороженный, слушал мальчишка льющийся из самодельного динамика тенор и где-то на подсознательном уровне понимал, что это любовь навсегда. С того момента буквально прилипал к радио, стараясь услышанное тихонько воспроизводить. Мама Валентина Васильевна, как бы трудно ни было, всегда какую-то песню напевала, будто подбадривала себя и сына. А трудностей хватало. Черная полоса началась с того момента, как ее семью сослали из Москвы на Северный Урал. Интеллигенции с корнями священнослужителей в 20—30-е годы особенно тяжело доводилось – властям везде враги народа чудились.
— Мой дед имел высшее юридическое образование, по бабушкиной линии в роду даже балерины были, — рассказывает Эдуард Михайлович. – Могла бы стать воздушной гимнасткой и мама, но цирковое училище так и не закончила. Поскольку всегда очень много читала, на Урале она в библиотеке работала. Здесь и познакомилась с моим отцом-поляком, сосланным из Одессы чекистом. Такие тоже в разряд врагов попадали. Я его совсем не помню, потому что практически после моего рождения расстреляли…
Во время войны Валентина Васильевна попросилась на Магнитку к станку, но ее взяли в столовую в три смены.
— Из комнаты в коммуналке нас в барак выселили, видимо, кому-то эти небольшие, но отдельные метры приглянулись, — вспоминает мой собеседник. – И хотя суд позже встал на нашу сторону, вернулись мы в коммуналку, когда мне уже восемнадцать исполнилось. После барака это такое счастье было…
Яблоки из Украины
Их неповторимый запах для мальчишки с Урала всегда означал праздник. Посылка от тети Зины, маминой сестры из Полтавы, приходила осенью, и это тоже было настоящее счастье.
— Каждое яблочко тетя в бумагу заворачивала, чтобы в долгом пути лучше сохранилось, — улыбается Эдуард Михайлович. – Мы разворачивали их так же бережно, не могли надышаться неповторимым запахом. На Урале такого лакомства днем с огнем не сыщешь, а тут такое богатство. Держа в руках угощение из Украины, я мысленно представлял прекрасную страну и уже заочно ее любил.
После седьмого класса Эдуард мог легко поступить в музыкальное училище: он был лучшим солистом на всех школьных смотрах и даже дирижировал во время школьных концертов. Но из-за большей стипендии парню из бедной семьи пришлось выбрать индустриальный техникум. Потом был Челябинский политехнический институт, успешная работа инженером-конструктором в проектном бюро. Но мечта об опере держала так крепко, что параллельно с учебой и работой поступил в вечернюю музыкальную школу, а затем – в консерваторию. Ради пения даже отказался от волейбола, в котором как кандидат в мастера спорта тоже большие надежды подавал.
В Свердловской консерватории Эдуард Михайлович встретил дирижера-хоровика с украинскими корнями, свою будущую жену Ларису Ивановну, с которой до золотой свадьбы вместе дожили, двух прекрасных сыновей вырастили. Его надежного друга и любимой женщины не стало четыре года назад…
Патриарх Днепропетровской оперы
Так сегодня с уважением говорят об Эдуарде Сребницком его коллеги. Он верно служит ей с момента появления театра — с 1974 года.
— Приехал для участия в кастинге и остался навсегда, — вспоминает он. — Взяли характерным тенором. Говорят, конкурс был до 30 человек на место.
Сначала певец исполнял роли второго плана, потом перешел на главные партии — был блестящий дебют в «Травиате» и «Кармен». Позже Сребницкого не раз приглашали жить и работать во многие города, в том числе и в Киев. Но он настолько полюбил Днепр, что ни о каком переезде и думать не мог.
— В 84 году в наш театр пришел работать прекрасный дирижер Борис Афанасьев, которому я очень благодарен за свой новый творческий виток на сцене, — говорит Эдуард Михайлович. — Я к тому времени уже сам разучил много главных партий, но предложил мне их исполнить именно он. И я практически без репетиций спел Альфреда в «Травиате», Хозе в «Кармен». Труд никогда не проходит даром, поэтому вскоре мне доверили мою любимую партию – Герман в «Пиковой даме».
Сребницкий — один из немногих, кому под силу исполнить и сложнейшую роль принца Калафа в опере «Принцесса Турандот». Без репетиций может спеть Манрико в «Трубадуре» или Радамеса в «Аиде». А если надо, то в авральном режиме спектакль спасет. Так, например, было с Эстонией, когда позвонил посол этой страны и попросил спеть в «Кармен». Артист очень быстро собрался и выехал в Таллинн. Кстати, арию Хозе из «Кармен» он спел уже 169 раз.
Объездил полмира. Выступал на сценах Франции, Германии, Румынии, Испании, Португалии, Дании, Швейцарии, Великобритании, Нидерландов, Таиланда, Ливана.
— Успех, признание – это не только талант и колоссальный сценический опыт, — убежден Эдуард Михайлович. – Все это приходит и благодаря кропотливой работе над собой. Очень важно быть организованным и ответственным. Во всем. Если есть в жизни мечта – нужно идти к ней настойчиво и упрямо. И даже если судьба в какое-то время заставит свернуть с намеченного пути, вернуться на него никогда не поздно.
Безусловно, такая активная творческая жизнь требует больших нагрузок. Чтобы быть всегда в форме, до сих пор физкультурой и дыхательной гимнастикой занимается. По 10—12 километров, как еще несколько лет назад уже не бегает, но без занятий на велотренажере – ни дня. Плюс правильное питание, здоровый образ жизни, внутренняя гармония и ощущение счастья. А счастливым человеком Эдуард Михайлович считает себя во всех отношениях и очень радуется успехам самых близких людей: старший сын Дмитрий по отцовским инженерным стопам пошел, а младший Алексей – по оперным: заслуженный артист Украины, много лет отдал днепропетровскому театру, сейчас поет в харьковском. Старшая внучка Екатерина – драматическая актриса, двое младших тоже в творчестве уже преуспевают: на сцене с юбилеем Элеонора поздравляла дедушку как юная балерина, а Эдуард — как скрипач.
Поскольку любой юбилей – это только начало, наш полный творческих сил знаменитый земляк мечтает спеть в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. И хотя это сложнейшее произведение в Украине пока еще никто не поставил, надеется, что все еще впереди.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение
Метки: опера Днепра, юбилей