Skip to content

Школы будущего: первоклассников будут учить по-новому

Elena Misnik

Elena Misnik

С тревогой ожидали 1 сентября родители первоклассников. Справится ли? Впишется ли в коллектив? Не будет ли уставать? Эти мысли посещают всех мам и пап будущих учеников. К счастью, первый класс в украинской школе сейчас кардинально отличается от того, что был несколько десятилетий назад.

Мы попросили Светлану Клявченко, начальника отдела учебной работы управления образования департамента гуманитарной политики Днепровского горсовета, назвать основные особенности обучения в начальной школе.

  1. Без оценок.

В первом классе оценивание знаний учеников не проводится.

— По решению педагогического совета во втором классе возможно также вербальное оценивание», — отметила Светлана Клявченко. Со 2-го по 4-й классы оценки выставляются исключительно по естествознанию, чтению, украинскому языку и математике.

  1. Без домашних заданий.

В первом классе детям вообще не будут задавать домашние задания. Во втором они появятся, но при условии, что на их выполнение уйдет не более 45 минут. В третьем классе разрешено задавать домашку, на выполнение которой уйдет до 70 минут, в четвертом – до 90. Домашние задания на выходные, праздники и каникулы отменяются!

  1. Без ручек.

Первоклассники теперь пишут карандашами, а не ручками, как раньше. «Непосредственно учитель решает, когда ребенок сможет работать ручкой», — отметила специалист.

  1. Без дополнительных нагрузок.

Министерство образования не рекомендует загружать школьников младших классов заданиями из дополнительных учебных тетрадей с печатной основой, закрашиванием рисунков, составлением схем, таблиц, выполнением дополнительных заданий, упражнений, написанием домашних произведений.

  1. С хореографией и плаванием.

Рекомендуется один из трех часов физического воспитания заменить уроками хореографии или плавания.

  1. Учителям – академическая свобода.

Учителя младших классов наконец получат свободу в организации обучения.

— Им дается больше академической свободы, — рассказала Светлана Клявченко. – Педагог сможет определять число часов на ту или иную тему, в зависимости от того, как дети воспринимают учебный материал.

Эксперимент

Школа №143: от предметоцентризма к детоцентризму

143-я школа, что на Красном Камне, — единственная в Днепре, одна из четырех в области и одна из ста в Украине, где в двух первых классах с 1 сентября будут апробироваться новые учебные программы, которые через год внедрят во всех школах страны.

— В этих классах учитель сам выбирает программы, по которым обучать детей, решает, сколько часов выделить на различные предметы, — рассказала Светлана Клявченко. – Это будет интегрированный курс, который научит ребенка не только овладевать знаниями, но и использовать их на практике. Учебный процесс направлен не на изучение предмета, а на обучение ребенка. Это своего рода переход от предметоцентризма к детоцентризму.

В экспериментальных классах школы №143 апробируют программу, разработанную для двенадцатилетней школы в Украине. Среди прочего пилотный проект предполагает равные партнерские отношения между учителем, учащимися и родителями. Преподавать будут педагоги с опытом работы в начальной школе – Наталья Зинчук и Инна Головко.

— Мы внедряем концепцию новой украинской школы, а также апробируем новый государственный стандарт начальной школы, — рассказала «НМ» Наталья Лукина, директор школы №143. – Два преподавателя начальных классов, а также учителя английского языка, которые будут участвовать в эксперименте, летом успешно прошли курсовую переподготовку. В новом государственном стандарте украинской школы на первом месте — ребенок, его одаренность, ценность детства, радость знания, условия для его физического и психологического здоровья, безопасность.

По словам директора школы №143, в экспериментальных классах будет преподаваться интегрированный курс «Я исследую мир». «Ребенок выступит в роли исследователя, — поясняет Наталья Васильевна. – Ведь он воспринимает мир не предметно, а интегрировано. У детей в классах появится свободный доступ к учебному материалу. Они будут учиться работать в парах и группах, ведь только так даже слабый ребенок чувствует себя защищенным».

И еще. В экспериментальных классах дети вместе с учителем смогут выбирать, а также предлагать темы недели. После второго урока у них будет подвижная переменка за пределами школы (если погода позволит). В программе 20 процентов учебного времени отводится как резервное. Учитель может использовать его по своему усмотрению или поддерживать детские инициативы. К примеру, исследовать окружающую среду, проводить экскурсии, совершенствовать навыки и умения детей. В конце каждой учебной четверти накануне каникул будет так называемая коррекционная неделя. Преподаватель в течение этого времени сможет ликвидировать различия в усвоении программы между детьми.

94 процента школьников уже прошли медосмотры

В этом году родители более ответственно отнеслись к подготовке детей к школе. 88 тысяч школьников (94 процента) уже прошли необходимые медосмотры и получили справку образца 086. В прошлом году со справками в школу пришли более 80 процентов детей. Причем родители не откладывали посещение врачей на последний месяц, а делали этот в течение всего лета. Об этом «НМ» рассказала Наталья Мороз, главный педиатр департамента здравоохранения Днепровского горсовета.

— Медицинские осмотры проводятся по месту жительства ребенка педиатром или семейным врачом, — рассказала она. – Число специалистов зависит от возраста ребенка и его состояния здоровья. Если он состоит на учете с какой-либо патологией, то его осматривает профильный врач.

В шестилетнем возрасте все дети должны обязательно пройти стоматолога, офтальмолога и хирурга. В 11 лет, кроме осмотра названными специалистами, проводится исследование общего анализа крови и крови на сахар. С 15 лет детям делают флюорографию. С 14 лет девочек осматривает гинеколог. Также детям обязательно делают пробу Руфье, которая определяет функциональные особенности сердечно-сосудистой системы.

— После медицинского осмотра выдается справка 086, — рассказала Наталья Мороз. – В ней, кроме паспортных и данных о состоянии здоровья, пишутся рекомендации, которым нужно следовать во время обучения в школе.

Это могут быть рекомендации по группе физкультуры – основная, подготовительная, специальная или освобождение. Также офтальмологи могут рекомендовать определенную парту и ряд, на котором ребенок должен сидеть на занятиях, или менять парту и ряд в течение учебного года. Поэтому родителям, которые еще не успели сводить детей в поликлиники по месту жительства, желательно сделать это до конца сентября. В их же интересах.

Только цифры

— В Днепре 160 общеобразовательных учебных заведений. Среди них шесть лицеев, две гимназии, 17 специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 35 НВК.

— 1 сентября за школьные парты сядут 95 тысяч школьников.

— В 348 первых классах будут обучаться 10 700 детей, что на 60 больше, чем в 2016 году.

— В десятые классы пойдут 95 тысяч учеников.

— В 140 учебных заведениях Днепра будут открыты 147 классов с инклюзивным образованием. В них будут обучаться 187 детей с особыми потребностями.

 

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: