Парламент совместно с чиновниками пересмотрел ставки некоторых налогов. Кардинальных изменений общих ставок налогов на первый взгляд нет. Однако повышение минимальной зарплаты с 1 января вдвое — до 3 200 грн — существенно меняет налоговую базу.
В то же время украинцы лишились 2%-ного налога с покупки валюты, а также розничного акциза в 5%. При этом для ряда отраслей правила работы в налоговом поле усложнились.
ЛІГА.net спросила у экспертов, как отразятся на бизнесе новые налоговые правила.
Юрий Федчишин, эксперт по вопросам налоговой политики Института общественных исследований
В связи с многочисленными налоговыми изменениями бизнес в этом году будет работать по-новому. Основные налоговые месседжи от государства — детенизация и улучшение администрирования, в том числе электронного кабинета и IT-составляющей.
Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса
В январе 2017 года вступает в силу ряд изменений в налоговое законодательство. Может ли бизнес в такой короткий срок подготовиться к изменениям и успеть адаптироваться к новым условиям?
За последние несколько лет были переписаны нормы Налогового кодекса Украины, которые касаются почти всех видов налогов. Предприниматели привыкли, что долгосрочный план развития с учетом налоговой нагрузки им не выстроить. За словами «либеральная реформа» и «улучшение инвестиционного климата» ощущается ужесточение процедур мониторинга и контроля предпринимательской деятельности. И ведение бизнеса в Украине объективно все больше напоминает войну за свое право зарабатывать деньги.
В таких условиях бизнес предпочитает сценарное налоговое прогнозирование вместо долгосрочного налогового планирования. Что можно порекомендовать украинскому предпринимателю? Просчитать три сценария развития событий исходя из ситуации в экономике и налогообложении. Это «план А» — благоприятный сценарий, прогноз роста и развития бизнеса, «план Б» — реалистичный сценарий при относительно неизменной ситуации, и «план С» — наихудший сценарий, поиск запасного аэродрома. Исходя из анализа грядущих налоговых изменений я вынуждена рекомендовать бизнесу разработать свой «план С».
Ключевым достижением аграрных объединений стала замена специального режима взимания налога на добавленную стоимость с агропредприятий на автоматическую систему дотаций. На эти цели в бюджете-2017 предусмотрено 4 млрд грн, которые будут выделяться аграрным предприятиям ежемесячно пропорционально уплаченному ими НДС в бюджет.
При этом в будущем году дотации для птицеводческой отрасли будут ограничены 2 млрд грн, а с 2018 года одно предприятие любой отрасли не сможет получить больше 150 млн грн дотаций в течение года.
Мы уже несколько лет настаиваем на необходимости принятия долгосрочного плана повышения акцизных ставок — на 3-5 лет. Такой подход соответствует обязательствам относительно повышения минимальной ставки акциза до европейских показателей — 90 евро за 1000 штук (сейчас в Украине этот показатель составляет 16 евро). Исходя из опыта Европейского Союза, новым странам-членам понадобилось около 13 лет на выполнение условий ЕС по гармонизации налогов. По подсчетам нашей индустрии нам понадобится минимум 10 лет на гармонизацию акцизных ставок с ЕС. Несложно подсчитать, что для этого необходимо ежегодно повышать ставку минимального акциза на 20%. Такой подход обеспечивает стабильность и прогнозируемость акцизной политики.
Что же касается последствий, то в среднем цена пачки сигарет должна вырасти на 4,5-5 грн. — до 23 грн. Мы надеемся, что с ростом цены уменьшится нелегальный экспорт легальной продукции украинского производства в ЕС. Ведь ситуативный рост рынка в 2016 году вызван именно тем, что дешевые сигареты из Украины вывозились в ЕС, а не потреблялись внутри страны.
В то же время рост акциза на 40%, как показывает практика 2016 года, вовсе не означает пропорциональный рост цены на сигареты. Учитывая сложную ситуацию в табачной индустрии в течение последних 12 месяцев (беспрецедентные ценовые колебания, отсутствие роста цен после повышения ставок акциза) и связанные с этим негативные последствия для государства, необходимо найти защитные механизмы для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Одним из таких механизмов может стать концепт увеличенного акциза в случае снижения цен ниже экономически обоснованного уровня, который используется в ЕС.