Skip to content

Мэры Днепра и Винницы изучили литовский опыт контроля качества при строительстве и ремонте автомагистралей (ФОТО)

Екатерина Крылова

Екатерина Крылова

Государственное предприятие по надзору за качеством дорог в Литве насчитывает 108 сотрудников, 86% из которых — с высшим образованием. Это на порядок меньше, чем в каком-нибудь среднестатистическом НИИ.  Однако специального оборудования на этот маленький коллектив закуплено аж на 6 миллионов евро. А все ради того, чтобы литовские дороги были гладкими и служили, как можно дольше.

filatov-1

Ни один кубометр асфальтовой смеси, которая используется при строительстве новых или ремонте старых дорожных покрытий в Литве, не остается бесконтрольным. Качество дорог – задача государственной важности, поэтому и занимается контролем качества государственное предприятие. Определить процент битума в асфальтовой смеси здесь могут с высокой точностью и за несколько минут. Но не только это. Водопроницаемость щебня, песка и гравия, доля глинистых примесей, склонность уложенного асфальта к истиранию, продавливанию, растрескиванию и десятки других очень важных параметров постоянно мониторят специалисты предприятия. Ведь на ремонт и строительство дорог тратятся государственные либо муниципальные деньги, то есть народное достояние, которое ни в коем случае не должно выбрасываться на ветер.

Мэр Днепра Борис Филатов и его коллега из Винницы Сергей Моргунов внимательно изучили опыт литовских дорожников. Особенно украинцев впечатлил многоступенчатый государственный контроль качества дорожных работ. Вначале производится так называемый входной контроль применяемых материалов – от битума до песка включительно. Уже на этом этапе исключается использование некачественных составляющих. Тот же битум, будь это даже фирменная продукция из Швеции, проверяется на наличие посторонних примесей, вязкость, текучесть, способность к адгезии и так далее.

14906978_1168395109909051_5190046944635426166_n

Мало того, уже из уложенного асфальтового покрытия вырезаются образцы, которые впоследствии подвергаются различным испытаниям – от определения предела прочности на сжатие и изгиб до допустимого количества циклов замораживания – размораживания в климатической камере.

Директор государственного предприятия Римантас Яреминас подчеркнул, что при обнаружении брака, хотя такие случаи крайне редки, подрядчик устраняет недостатки за свой счет. Кроме того, информация о бракоделах заносится в компьютер, и шансы получить государственный или муниципальный заказ в дальнейшем у таких подрядчиков резко падают.

В ходе встречи с мэром Вильнюса Ремигиюсом Шимашюсом Борис Филатов и Сергей Моргунов обсудили проблемы городского развития. В частности, нехватки мест в детских садах. Так, в Вильнюсе в очереди на устройство ребенка в садик значатся около трех тысяч человек. Горсовет предлагает очередникам получить субсидию — 100 евро в месяц, но при этом добровольно отказаться от устройства ребенка в муниципальный сад. Альтернативный – частный детсад стоит около 200 евро в месяц. Таким образом город наполовину субсидирует расходы родителей. Частных детсадов в Вильнюсе уже больше сотни. В последнее время они стали открываться на нижних этажах крупных бизнес-центров, что создает дополнительные удобства работающим родителям.

 

Поездка во второй по величине город Литвы – Каунас кроме прочего была интересной и тем, что наряду с мэром Каунаса Висвалдасом Матийошайтисом украинских гостей встречал знаменитый баскетболист, олимпийский чемпион Арвидас Сабонис. Мэры Днепра и Винницы не упустили возможность сфотографироваться с живой легендой.

14947394_1169144723167423_9015725614661058022_n

Ознакомились украинцы и с одной из крупнейших крытых спортивных арен Европы, которая принадлежит баскетбольному клубу «Жальгирис». Под куполом стадиона-трансформера могут разместиться от 15,5 до 21,5 тысяч человек.

Но опыт Каунаса был интересен не только спортивными достижениями. Муниципалитет этого города свыше 30 процентов тепла получает за счет сжигания дров. Дровяные котельные позволили снизить себестоимость тепла и горячей воды в несколько раз. Теперь дорогостоящий российский газ применяется лишь в критических случаях, когда температура наружного воздуха опускается ниже минус 15 градусов.

Интересен также опыт реконструкции каунасских дорог с помощью немецкой установки «Ремиксер», позволивший в разы снизить затраты на восстановление асфальтового покрытия.

Ну, а самой главной сенсацией для украинцев в Каунасе стало посещение комплекса асфальтовых заводов, принадлежащих совместному литовско-польско-испанскому предприятию «Кауно Тилтай». Буквально нашпигованное современным оборудованием предприятие способно производить до 480 тонн высококачественного асфальта в час. Внутренний контроль качества производимой продукции очень строг. По крайней мере, в каунасской заводской лаборатории украинцы увидели те же приборы, что и на госпредприятии в Вильнюсе.

Чтобы лучше понять, насколько мощным потенциалом располагают литовские дорожники, отметим, что всего за сутки комплекс способен выработать количество асфальта, достаточное для прокладки 12 км дороги стандартной семиметровой ширины!

filatov3 filatov2

В ходе переговоров с руководством компании «Кауно Тилтай» мэры Днепра и Винницы Борис Филатов и Сергей Моргунов достигли предварительной договоренности о возможности работы литовских дорожников в Украине. В частности, литовцы готовы уже в следующем году построить в Днепре современный завод, способный производить до 140 тонн асфальтобетона в час. Если удастся вовремя принять городской бюджет и пройти соответствующие тендерные процедуры, дороги Днепра могут кардинально улучшиться. Литовский опыт контроля дорожного строительства и ремонта, позволивший небольшой стране за короткое время достичь европейского уровня, очень ценен для нашего города, жители которого мечтают построить Европу у себя дома.

Борис Брагинский

 

  

Категория: Новости Днепра

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: