Skip to content

Учебный корпус ДНУ украсила петриковская роспись

Марианна Стец

Марианна Стец

petrikВ Днепропетровском национальном университете имени Олеся Гончара прошла открытая защита дипломных работ студентов специальности «Изобразительное искусство», выполненных в технике петриковской росписи.

Отныне стены 4-го учебного корпуса долгие годы будут украшать яркие художественные работы выпускниц кафедры изобразительного искусства и дизайна ДНУ Анны Душин и Маргариты Петренко. В качестве дипломных проектов молодые художницы представили 11 полотен в стиле петриковская роспись на тему «Моя Украина: монументально-декоративная роспись». Технику этого оригинального художественного стиля девушки изучают только второй год, с момента, когда на кафедре была открыта новая специализация «Работа в материале «Петриковская роспись»». Руководитель нового изобразительного направления — заслуженный мастер народного творчества Украины, член Днепропетровской организации Национального союза художников Украины, вице-президент общественной организации «Ассоциация мастеров народного искусства Украины», преподаватель театрально-художественного колледжа, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна ДНУ Татьяна Анатольевна Гарькава.

— Сегодняшних студентов можно смело назвать четвертым поколением самобытного народного искусства, — отмечает Татьяна Анатольевна. — Я была ученицей Федора Савича Панка, который учился в родоначальницы петриковской росписи Татьяны Акимовны Паты. Зачинатели этого направления были мастерами от природы: вдохновляясь образами, которые встречали вокруг, они в своих работах воссоздавали художественные стилизации всего, что видели. А сегодня мы не только сохраняем эту преемственность поколений, используя традиционные инструменты, техники и элементы петриковской живописи, но и создаем современные интерпретации на новых материалах (картоне, ткани, стекле, керамике и т.д.). Это наш своеобразный вклад в общую украинскую культуру, в современную национальную цивилизацию.

В университете говорят, что внедрение новой специализации позволяет преподнести Петриковскую роспись на значительно более высокий научный уровень. Так, вскоре планируется издать учебное пособие «Петриковская роспись» с грифом МОН Украины, в которое войдут цветные иллюстрации. Также есть договоренности с Киевским государственным институтом декоративно-прикладного искусства и Львовской национальной академией искусств по поводу ознакомления других городов Украины с днепровским региональным творчеством.

Студенты-художники быстро постигли тайны искусства Петриковской росписи. За два года они изучили историографию этого стиля, ознакомились с богатой творческим наследием его родоначальников, а также профессионально освоили основные элементы («лук», «кудряшка», «калина», «рябина», «мальва», «мак», «подсолнух») и различные техники исполнения (техники перехода и мазка, пальцевое рисование, рисование кисточкой из кошачьей шерсти и т. д.). За это время молодые художники приняли участие во всеукраинском промо-туре, где проводили мастер-классы по традиционной росписи. Совместные усилия Татьяны Гарькавой и талантливых студентов помогли Украине в 2013 году получить долгожданную победу, когда Петриковская роспись была внесен в репрезентативный Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Выпускным творческим проектам так же предшествовала кропотливая полугодовая подготовительная работа. Для создания 11 крупных панно на стенах учебного корпуса дипломанты тщательно анализировали примеры признанных мастеров, рисовали собственные эскизы и даже собирали гербарий для разработки наиболее точной художественной стилизации растительного орнамента.

«Петриковская роспись — это уникальное проявление нашей щедрой, духовно богатой народного творчества, — рассказывает дипломантка Маргарита Петренко. — В ее основе лежит образное восприятие родной природы: ее яркий колорит и гармоничность форм. Я в своих полотнах стремилась воплотить давнюю ностальгию Украины по единству с природой. В первую очередь, хотела передать волшебную энергетику нашей природы, ее теплую красоту, вызвать у зрителей чувство своеобразного «возвращения к родному краю»».

Оформление учебного корпуса стало волнующим опытом и для другой выпускницы — Анны Душин.

«Я впервые выполняла работу такого масштаба, поэтому очень переживала насчет того, как бы удачно перенести свои эскизы на большие стены. На протяжении создания дипломного проекта пыталась отработать каждый элемент, как можно основательнее потренироваться за время обучения, чтобы потом, в дальнейших самостоятельных работах, уже не делать никаких ошибок», — отмечает девушка.

 

Категория: Новости Культуры Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: