Skip to content

ШТУРМ БЕРЛИНА

Людмила Гейко

Людмила Гейко

Команда Бориса Филатова устроила мозговую атаку в столице объединенной Германии

Как удалось вдребезги разбитому Третьему рейху превратиться в локомотив европейской экономики? За счет чего логово национал-социализма – Берлин стал одним из удобнейших для проживания мегаполисов планеты? Страсть к порядку – это врожденное или приобретенное качество немцев? На эти и другие вопросы пытались ответить руководители Днепропетровского горсовета в ходе трехдневного визита на берлинскую выставку «Metropolitan solutions 2016».

Прогресс без железа

Оговоримся сразу, «Metropolitan solutions» – зрелище не для зевак, а для топ-менеджеров городского хозяйства. И высокая цена входных билетов (95 евро с человека за день) была лишним тому доказательством. Да и сам принцип организации выставки – узнать и понять, а не просто поглазеть – привлек сюда в первую очередь профессионалов. Но даже молодая, знающая экономику и языки команда днепропетровского городского головы поначалу оказалась в ступоре: «Где железо? Почему нет трамваев и урн для мусора новой конструкции? Асфальтоукладочных машин, наконец?»

Но вскоре информационный шок сменился осознанием: для современной экономики нет технически неразрешимых задач. Вопрос в цене и целесообразности того или иного нововведения. А главная проблема – в оптимизации управленческих решений.
Ситуацию прокомментировал секретарь горсовета Вячеслав Мишалов: «На выставке мы не обнаружили ни троллейбусов, ни вагонов метро. Все конкурируют на уровне программного обеспечения. Города превращаются в большие корпорации. Город – это дороги и сети. Пример: сегодня мы заасфальтировали дорогу, а через два месяца решили поставить на ней столб. То есть свежеуложенный асфальт придется разломать. Чтобы такие накладки не возникали изначально, и необходимо автоматизированное планирование».

Берем пример с Колумбии

Впрочем, железа на «Metropolitan solutions» тоже хватало. Но только если за ним стояло принципиально новое решение. Например, специалисты одного из немецких городов совместили фонарный столб с пунктом зарядки электромобилей. Не бог весть какое новшество, но ведь первыми додумались!

Или кабинки канатных дорог. Прежде они использовались, главным образом, на горнолыжных курортах или в других туристически привлекательных местах. А сегодня становятся основным видом внутригородского транспорта. Причем не в самых богатых, а напротив, в бедных странах. Например, в Боливии, Колумбии или Венесуэле. Борис Филатов сразу примерил потенциальную покупку к реалиям Днепра: «Эти канатные дороги могли бы не только заменить устаревшую линию на Монастырский остров, но и использоваться на новых направлениях, в частности, для связи жилмассивов Тополь и Победа».

Что характерно, на выставке конкурировали две компании, производящие подвесные дороги, – «Doppelmayr» и «Leitner». И в ходе предварительных переговоров с представителями каждой из них удалось сбросить первоначальную цену проекта замены канатки на Монастырский остров с 10 до 5 млн. евро. Конечно, это были неофициальные торги. Но даже они показали, насколько западные партнеры готовы осваивать украинский рынок и идти на серьезные уступки.

Заветы Сталина

Чтобы предупредить обывательские сплетни, заметим, что команда городского головы Бориса Филатова летела в Берлин (включая мэра) экономическим классом, а проживала в бюджетных номерах отеля гэдээровской постройки. И это не был демократический выпендреж. Чем ближе к почве, тем достовернее впечатления. Так, наутро после прибытия городской голова решил отдать дань памяти в Трептов-парке, где расположен мемориал советским воинам, погибшим при взятии Берлина в 1945 году.

Семь тысяч павших, похороненных здесь, строгие линии огромного коллективного погребения, спроектированного нашим земляком Евгением Вучетичем. И слова Иосифа Сталина, высеченные на плитах. Многие недоумевают: Германия навсегда покончила и с фашизмом, и со сталинизмом, почему такое исключение? Говорят, подобный вопрос возник и после объединения двух Германий, поскольку изначально мемориальный комплекс находился на территории ГДР. И после раздумий руководство объединенной страны пришло к выводу: «Сталинские изречения высечены на могилах, а мы с мертвыми не воюем». Надписи оставили.

Так вот, Борис Филатов при очередном посещении Трептов-парка обнаружил удивительную деталь. На одной из стел в сталинском приказе упомянуты территории, особо потерпевшие от «фашистских мерзавцев» (так в тексте): «Украина, Белоруссия, Прибалтика, Молдавия, Крым, Кавказ». России в этом сталинском списке нет! Как тут не вспомнить пресловутую фразу Путина о том, что Россия могла выиграть Великую Отечественную войну без Украины?

Шаурма из свинины

И, конечно же, днепропетровскую делегацию интересовала организация повседневной городской жизни в Берлине. Особенно начальника управления торговли Руслана Мороза, прославившегося своей непримиримой позицией по отношению к МАФам. Из того, что удалось увидеть, сделать однозначные выводы невозможно. По крайней мере, Берлин торговый оставил больше вопросов, чем ответов.

Можно ли продавать спиртное в метро? В Берлине считают, что можно. В лотках подземки в любое время дня и ночи можно купить не только пиво, но и 35-градусное немецкое бренди, например, в стограммовой расфасовке.

Сосиски с кетчупом, горчицей и булкой по 1,5 евро за штуку местные коробейники продают на каждом углу. Но настоящий шок у Руслана Мороза случился, когда он посетил фермерский рынок на площади Виттенбергплатц, что в Западном Берлине.

Почти сотню лет здесь по вторникам и четвергам устраиваются продуктовые ярмарки. В остальные дни площадь пуста и стерильно чиста. Еду привозят ранним утром в специальных автофургончиках. Прилавки – тоже прицепные. Все мобильно и временно. Хотя и с удобствами. Посетители могут поесть, например, фермерского супа со свежей спаржей. Или свиной (!) шаурмы, ломти которой жарятся рядом на горящих углях. Никаких газовых баллонов – опасно. Но это не мешает фермерам кормить посетителей не только визуально, но и непосредственно.

Руслан Мороз испытал смешанные чувства. С одной стороны, действо, увиденное им в Берлине, нарушало не одну украинскую санитарную норму. С другой – процесс выглядел настолько аппетитно, что запретить его не поднялась бы рука и у самого мэра. В общем, берлинский мозговой штурм, несомненно, заставит днепропетровских чиновников много переосмыслить и переоценить.

P.S. Одним из самых интересных событий стало посещение сотрудниками Днепропетровского горсовета во главе в вице-мэром Михаилом Лысенко берлинского предприятия по подготовке питьевой воды и очистке стоков Berlinwasser. Рассказ об этом – в следующем номере нашей газеты.
Борис БРАГИНСКИЙ, Днепр – Берлин – Днепр.
Фото Юрия ХРИСТЬЯНА.берлин бф берлин бр берлин миллер берлин бф1

Категория: Блоги, Новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: