Почему школьники Днепра остались без учебников

Подготовка к новому учебному году давно позади. Ребятишки уже активно
грызут гранит науки, а их родители все еще переживают — детям до сих пор не
выдали нужных учебников. И если в некоторых классах не хватает по пять-семь
книг, то первые, пятые и десятые классы их вообще не видели. Журналист «НМ»
разбиралась, когда же дети смогут получить нужные пособия.

Первоклашки пока адаптируются

Проблема с учебниками для первых, пятых и десятых классов действительно существует, но ее уже активно решают, заверяют в департаменте гуманитарной политики Днепровского горсовета.

— Из 124 тысяч заказанных учебников для пятых классов более 90 тысяч уже завезли в школы города, — говорит Елена Саенко, заместитель директора методического центра управления образования департамента гуманитарной политики. – Начали поступать книги для первых (всего два наименования) и десятых (семь наименований) классов.

Впрочем, учебники первоклашкам пока и не нужны.

— Министерство образования и науки определило первые четыре недели для адаптации, — говорит Елена Саенко. – Первая неделя называется «Я – школьник», когда ученики должны осознать себя в новой роли уже не «я — любимый, я — старший в детсаду», а «я — школьник», и понять, что есть определенные правила и требования, которые нужно выполнять. Вторая «Наш класс» — это знакомство не только с классной комнатой, но и с друзьями, умение общаться и работать в группах. Третья неделя – «Мои друзья», четвертая – «Мое окружение». Для всех тематических недель разработаны программы. Для адаптационного периода учебники не предусмотрены. Тем ребятам, которые занимаются по типичным программам, книги выдадут бесплатно. А вот пособия для нетипичных программ («Интеллект Украины», «Росток», «На крилах успіху» и «Вальдорфская») будут покупать родители. Все официально, с родителями уже заключили договоры.

Почему школьники Днепра остались без учебников. Новости Днепра

Александр Аджимян, исполняющий обязанности начальника отдела технического надзора департамента гуманитарной политики Днепровского горсовета

— Задержка связана не с организацией работы по перевозке или передаче, а исключительно по приходу в Днепр от издательства, с которым Министерство заключило договор на печать учебников. Срок прибытия всего заявленного комплекта в заведения образования Днепра не определен. Ориентировочно это будет октябрь.

Цена вопроса

Почему школьники Днепра остались без учебников. Новости Днепра

Мы заглянули на книжный рынок и торговую площадку в Интернете, чтобы понять, сколько же стоят учебники, которых, по словам мам, не хватило в школах. Бывший в употреблении учебник английского языка для седьмого класса в Интернете предлагают за 60—70 гривен. На рынке он стоит 145—153 гривен (новый). Книги по истории Украины и украинской литературе в Интернете стоят от 70 до 90 гривен. На рынке – 112—125 гривен. Зарубежную литературу для пятого класса в Интернете предлагают за 80 гривен, на рынке – за 100—110 гривен. За учебник по природоведению второго класса в Интернете просят от 60 до 100 гривен. На рынке он стоит от 100 до 120 гривен. Природоведение для четвертого класса стоит 80—85 гривен в Интернете и 112—118 гривен на базаре.

Семиклассникам придется выкручиваться

Почему школьники Днепра остались без учебников. Новости Днепра

Нехватку учебников прочувствовали не только ученики первых, пятых и десятых классов. Без некоторых книг остались четвероклассники и семиклассники.

— «Не хватает природоведения, 4-й класс. Собираем по 45 гривен», — пишет в Фейсбуке Наталья Кузнецова, мама школьницы Сони.

— «У меня семиклассник. Девять учебников выдали, но сын говорит, они не совпадают с теми, что выдали другим ученикам. Отличается год выпуска», — рассказывает Лика Миланина, мама ученика Вани.

За комментарием мы обратились опять-таки в департамент гуманитарной политики. Выяснилось, что учебники закупили для четвероклассников и семиклассников, появившихся на свет в годы с низкой рождаемостью. Тем, кто родился в более урожайные годы, книг не хватает.

Почему школьники Днепра остались без учебников. Новости Днепра

Елена Саенко, заместитель директора методического центра управления образования департамента гуманитарной политики горсовета

— В те годы, когда закупали учебники для четвертых и седьмых классов, это была наименьшая параллель, в ней наименьшее количество детей. Именно тогда впервые прозвучало, что 50 процентов стоимости оплачивается из государственного бюджета и 50 – из местного. К сожалению, государство обеспечило наши потребности только на 46 процентов. Тогда в нормативной базе еще не было такой статьи, как покупка учебников. По закону об образовании их бесплатно выдавали за государственные деньги. После внесения изменений в законодательные акты горсовет начал выделять деньги и проводить закупки. Но наши типографии госзаказ выполнили, а потом начали поднимать цену и отказываться, если заказывали небольшое количество книг. Мы, как местная власть, не можем приобрести учебники по другой цене. То есть, если он стоил 74 гривны, а типография выставила его за 80, то мы, согласно тендерным законодательным документам, не имеем права его купить. Поэтому в четвертых и седьмых классах и не хватает учебников.

Можно взять в другой школе

Почему школьники Днепра остались без учебников. Новости Днепра

Елена Саенко считает, что выход есть. В 52 школах Днепра есть классы, которые работают по нетипичным программам в начальной и средней школе. Для детей, которые занимаются по нестандартным программам, родители самостоятельно покупают учебные пособия. Книги стандартной программы лежат невостребованными в библиотеке.

— Например, в одной школе не хватает 20 учебников, — поясняет Елена. – А в соседней есть класс, который работает по программе «Интеллект Украины». Школа, которой нужны учебники, может попросить их во временное пользование. А пока взрослые договариваются между собой, школьникам приходится выкручиваться — пользоваться электронными учебниками дома (в Интернете они доступны бесплатно), а в школу брать одну книгу на двоих или копировать нужные странички. Как видите, самостоятельно обеспечить ребенка нужными учебниками – недешевое удовольствие. Многие родители и не спешат, надеясь на поставки в школу.

«Внучка учит уроки с телефона, — рассказывает Татьяна. – Как бы не испортила зрение. Если у зятя есть время, распечатывает ей на работе нужные странички. В наше время такого не было».

Бумажные книги эффективнее

Почему школьники Днепра остались без учебников. Новости Днепра

 

Чтобы определить, чтение с какого носителя приносит больше пользы, специалисты исследовательской компании Nielsen Norman Group провели интересный эксперимент. Нескольким добровольцам предложили прочитать рассказ Эрнеста Хемингуэя в книге, другим – на электронном носителе и третьим – с айпада. Быстрее справились те, кто читал обычную книгу, их показатель в среднем составил 17 минут 20 секунд. Пользователи IРad потратили на чтение на 6,2 процента времени больше. На чтение того же текста в электронной книге ушло еще на 10,7 процента времени больше. Другое исследование показало, что материал, прочитанный в бумажном формате, запоминается и усваивается лучше, чем с электронных носителей. Кейт Гарленд из университета Лестера (Великобритания) предложил своим студентам-психологам разобраться в трудном тексте по непрофильной дисциплине экономике. Выяснилось, что те, кто читал фундаментальную статью на бумаге, перечитывали ее меньшее количество раз, чтобы разобраться в сути вопроса. Кроме того, спустя несколько недель они лучше воспроизводили главные тезисы публикации. Эту же закономерность профессор Анна Манген из университета Ставангера (Норвегия) заметила не только при чтении научных трудов, но и при знакомстве с художественной литературой и публицистикой. Она выдала участникам эксперимента один и тот же детективный рассказ на 28 страницах, но кто-то его читал на бумаге, а кто-то – на ридере Amazon Kindle. После этого участникам задали вопросы по тексту. Прочитавшие рассказ с бумаги давали более корректные ответы на вопросы, связанные с временем и хронологией, чем те, кто читал с Kindle. А когда участников попросили расположить 14 событий в правильном порядке, то читавшие бумажную книгу показали лучший результат. Анна Манген связывает пользу чтения бумажных книг с дефицитом метапознания — это то, насколько сознательно мы относимся к информации. Например, как много времени в процессе чтения вы тратите на то, чтобы достаточно хорошо понять текст и после этого решить связанную с ним задачу. Еще в одном исследовании ученые отметили, что при чтении бумажных книг эффективность выполнения заданий у школьников на семь процентов выше, чем при использовании гаджетов. Группа исследователей фиксировала физиологические реакции организма и выяснила, что активность симпатической нервной системы (она возбуждает деятельность сердца) гораздо сильнее выражена при чтении бумажной книги — этот уровень повышается на 31,68 процента. Электронная же стимулирует организм почти в два раза слабее — 17,23 процента. Это значит, что текст в бумаге воспринимается значительно ярче и в большей степени заставляет сопереживать героям и событиям. Кстати, именно поэтому не стоит рассчитывать, что использование «читалок» привьет ребенку любовь к чтению.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поделиться:

Читайте также: