Skip to content

Минута ценою в жизнь: почему спасать утопленников — общее дело

Минута ценою в жизнь: почему спасать утопленников - общее дело. Новости Днепра

Минута ценою в жизнь: почему спасать утопленников - общее дело. Новости Днепра

По просторам Интернета ходят два похожих видео. Одно снято в Нидерландах, второе – в Украине. Включаю первое. На экране бассейн, в котором плещутся детишки, рядом с ними стоят взрослые. Один из мальчишек весело кувыркается в воде. Кувыркается, не выныривая на поверхность. Он расставляет руки, как бы хватаясь за воду, время от времени на поверхности появляется его макушка. Ребенок не может вынырнуть, потому что тонет. Взрослые не обращают внимания на попавшего в беду ребенка, потому что просто не знают, как со стороны выглядит тонущий человек. По телевизору показывают, что он активно машет руками и громко зовет на помощь. Здесь все иначе. Тихо.

Второе видео идентичное. В бассейне куча ребятни, все радостно скачут и галдят. И только один мальчик Сережа постоянно ныряет, кувыркается под водой. Автор этого видео — Лариса Лелека. Она приехала к дочке в лагерь и как раз снимала на телефон, как малышка резвится с друзьями в бассейне.

Минута ценою в жизнь: почему спасать утопленников - общее дело. Новости Днепра

 — На нем (видео. – Авт.) мне уже сейчас четко видно, что ребенок тонет. Я, кстати, высылала это видео в группу родителям лагеря за минуту до того, как увидела парня на борту бассейна и ни один из родителей в группе, которых 79 человек, не заметил мальчика, который тонет в центре кадра. Это очень поучительная ситуация, слава Богу, ребенок выжил.

 

 

 

Этим мальчикам повезло – их успели вытащить из воды вовремя. Сережу помогала приводить в чувства та самая Лариса. Женщина прошла курсы первой медицинской помощи, и полученные навыки помогли спасти ребенку жизнь. Мы давно планировали провести социальный эксперимент на воде. Хотели, чтобы человек, умеющий хорошо плавать, изобразил, что он тонет. А мы бы следили с берега: поймут ли отдыхающие, что человеку нужна помощь. Спортсмены-пловцы нам отказали, объяснив, что в такой ситуации в первую очередь подвергается опасности человек, который готов прийти на помощь. К тому же отдыхающие могут решить, что над ними шутят и в следующий раз не прийти на помощь, если она действительно кому-нибудь понадобится. Мы также обратились за помощью в МЧС, но и тут нам отказали. Ответ один – это опасно и недопустимо. Но, к сожалению, тема в этом сезоне очень актуальна. Мы решили: материалу быть. Пусть и в другом формате.

Минута ценою в жизнь: почему спасать утопленников - общее дело. Новости Днепра

Без крика и размахивания руками

Доктор наук Франческо Пиа в своей статье «Инстинктивная реакция утопающего» подробно описывает поведение человека, который тонет. За исключением редких случаев, утверждает он, тонущие люди физиологически не способны позвать на помощь. Дыхательная система человека рассчитана на дыхание, и речь – ее вторичная функция. Чтобы сказать что-то, необходимо восстановить функцию дыхания. Рот тонущего то уходит под воду, то появляется над поверхностью, но этого времени не достаточно, чтобы он мог выдохнуть, вдохнуть и позвать на помощь. Когда человек выныривает, ему хватает сил, только чтобы выдохнуть и вдохнуть, после чего он снова оказывается под водой. Кроме того, он не может размахивать руками, чтобы привлечь внимание. Человек инстинктивно вытягивает руки в стороны, пытаясь как бы оттолкнуться от воды. Это позволяет ему всплыть на поверхность, чтобы дышать. Инстинктивные реакции не дают возможности тонущему контролировать движения рук и совершать осмысленные действия. Пока действует инстинктивная реакция, тело остается в вертикальном положении, без малейших признаков поддерживающих движений ногами. Человек может продержаться у поверхности от 20 до 60 секунд, после чего полностью уйти под воду. Это вовсе не означает, что человек, зовущий на помощь и отчаянно размахивающий руками, – обманщик. Скорее всего, это приступ паники. Он далеко не всегда предшествует инстинктивной реакции утопающего и зачастую длится недолго, но, в отличие от настоящего утопления, жертвы паники на воде способны помочь спасателям, к примеру, ухватиться за спасательный круг.

Давайте четкие указания

Лариса Лелека, которая спасла Сережу, написала в ФБ:

 — Не рассчитывайте на спасателей или медперсонал, не ищите того, кто умеет лучше. Действуйте. Действуйте, чтобы не упустить единственный шанс.

Девушка составила четкий алгоритм, как действовать в подобной ситуации.

1. Конкретному человеку четко сказать железным голосом: «Ты работаешь со мной в паре! Умеешь качать?» Если нет, то просто говорите четко, что делать.

2. Говорите конкретному человеку, а если нет, кричите: «Вызывайте «скорую»! Затем уже обязательно конкретику: «Ребенок без дыхания ** минут. Начали сердечно-легочную реанимацию. Адрес ***».

3. Отправьте кого-то встречать «скорую», чтобы показать дорогу к месту, где находится пострадавший.

4. Когда прибудут медики, четко опишите, в каком состоянии и когда вы нашли пострадавшего, что именно и сколько по времени делали, и отойдите в сторону. Но не уходите, потому что, возможно, понадобится ваша помощь, в том числе при опросе полиции.

Наблюдайте за купающимися

Есть несколько признаков, которые говорят о том, что человек тонет:

— голова погружена в воду, а рот находится у самой ее поверхности;

— голова откинута назад, рот открыт;

— стеклянные, пустые глаза не фокусируются;

— глаза закрыты;

— волосы закрывают лоб или глаза;

—  человек держится в воде в вертикальном положении, не двигая ногами;

— человек дышит часто и поверхностно, захватывает ртом воздух;

— пытается плыть в определенном направлении, но безуспешно;

— пытается перевернуться на спину;

— может показаться, что человек карабкается по веревочной лестнице.

Не стесняйтесь спросить у человека, все ли у него в порядке. Если человек что-то ответил, ему ничего не угрожает. Если же в ответ на свой вопрос вы увидите пустой взгляд, есть всего полминуты, чтобы вытащить тонущего из воды.

Спасти, но не ценой своей жизни

Минута ценою в жизнь: почему спасать утопленников - общее дело. Новости Днепра
Ярослав УС, председатель Всеукраинского союза парамедиков, врач по медицине неотложных состояний

— Нельзя спасать утопающего ценой своей жизни: не нужно плыть к человеку и тащить его на берег, ведь без специальной подготовки это не получится. Тонущий будет хвататься за спасателя и может утянуть его с собой под воду.

— Бросаясь на помощь, с собой лучше взять какое-нибудь плавательное средство, которое можно бросить утопающему, чтобы тот за него схватился.

— Ушедшего под воду человека лучше подхватить, поднырнув под него.

— Спасенного нужно уложить на твердую ровную поверхность. Если под ногами песок – разгрести сухой и уложить тело на мокрый, более плотный. У пострадавшего может быть повреждена шея, поэтому необходимо зафиксировать голову в одном положении. — Процедуры желательно выполнять в перчатках, так как пена, рвотные массы или кровь спасенного могут быть заражены и опасны.

— Чтобы проверить, дышит чело- век или нет, его голову нужно немного запрокинуть и приблизить к лицу ухо, наблюдая за грудной клеткой. Считать до десяти. Человек может дышать нормально – два-три раза за десять секунд (тогда его нужно перевернуть на бок), раз в десять секунд или совсем не дышать. В этом случае нужно начинать сердечно-легочную реанимацию.

— Сначала сделать пять искусственных вдохов, затем компрессию груд- ной клетки — 30 нажатий и затем еще два вдоха. Дальше схема повторяется: 30/2, 30/2, 30/2…

— Компрессию правильно проводить так: грудную клетку нужно условно поделить пополам, на воображаемую середину поставить основу одной ладони, накрыть второй, фиксируя пальцами за первую, чтобы получился замок. Локти должны быть прямыми, для того чтобы проводить компрессию грудной клетки за счет сгибания спины. На максимальную глубину с частотой два раза в секунду делаем тридцать нажатий. Останавливаемся, запрокидываем спасенному голову и делаем два вдоха. После этого продолжаем делать компрессию и вдохи, пока человек не начнет дышать самостоятельно или до приезда медиков.

Минута ценою в жизнь: почему спасать утопленников - общее дело. Новости Днепра

Трижды тонувшая

В детстве я тонула трижды. Первый раз в Днепре, но этого почти не помню. Во второй — в речке Рось около Белой Церкви. Мне было лет шесть. Мы с мамой отдыхали в каком-то пансионате. Помню запах жасмина и пионов, как с мальчишками бросали камешки в лягушек на пруду и желто-песчаный берег реки.

Плавать я не умела, поэтому бултыхалась на мелкоте. А вот девочка, с которой я подружилась, держалась на воде достаточно уверенно. Думаю, что, глядя на нее, я зашла чуть глубже, и вдруг берег ушел из-под ног. Я начала тонуть, барахталась, глотала воду. Самое интересное – мама увидела, что я тону, но не могла двинуться с места, видимо, от испуга или от шока, только причитала: «Ой, ай! Спасите ребенка!»

Меня спасла та самая девочка, про- сто протянув руку. Она меня всего лишь чуть-чуть подтянула к берегу, и я стала на твердое дно. Мама потом всю жизнь корила себя за то, что растерялась, ведь она держалась на воде прекрасно, пере-плыть Днепр в районе Зеленого острова для нее было плевым делом.

Третий раз мы тонули большой компанией. Дело было в селе. То ли выход-ной какой-то был, то ли праздник. Собралось много родни. Плавали в ставке на большой тракторной камере. Так всех и высадили на нее: меня, двоюродного брата и сестру, еще кого-то из детей, уже не помню. Из взрослых были мой старший брат и дядя. А рядом плавала тетя. Хотела тоже забраться к нам. Цеплялась, цеплялась за камеру, раскачала ее да по- том и бросила. А та возьми и перевернись!

Мне тогда было лет 12, я уже чуть- чуть держалась на воде. А вот за малышней ныряли по-серьезному. Особенно досталось двоюродному брату, которого достали с самого дна – ушел под воду, как топор. Чуть позже поехали с ним на море в Одессу, и он серьезно твердил, что никогда не зайдет больше в воду. Живет в Калининграде, всю жизнь проходил на торговых судах механиком, сейчас открыл СТО.

Страх открытого водоема жил во мне очень долго, даже после того как я научилась плавать. А кайф от воды стала получать совсем недавно, когда несколько лет подряд проходила в бассейн. Но я знаю людей, которые до сих пор так плавать и не научились.

А как у них?

В Германии учить плаванию начина- ют приблизительно с семи лет в школе и совершенно бесплатно. В каждой земле свои правила, но в главном они сходятся.

Накануне родители получают сообщение, что отныне два раза в неделю ребенку нужно собрать плавательные принадлежности и обязательно накормить завтраком. Школьников в бассейн и обратно доставляют специальным автобусом. Под это отводятся два урока. Классом (до 30 человек) занимается учитель физкультуры, классный руководитель и кто-то из родителей, чтобы помочь, например, просушить волосы девочкам. Курс обучения составляет 10—12 уроков. Занятие длится 30 минут, еще 15 дети резвятся, например, катаясь на горке. Игры в воде под присмотром взрослых поощряются, поскольку раскрепощают детей и помогают преодолеть страх.

Зачет по плаванию – это умение ребенка проплыть бассейн – 25 метров — без остановки. После чего ученику вручается специальный значок. Не все сдают зачет с первого раза. Те, кто не научился, могут взять дополнительные уроки у тренера по плаванию, но уже за плату. К началу учебы в третьем классе каждый обязан уметь плавать и иметь специальный значок.

P. S. Все это напомнило мне нормы ГТО в советское время. Только лет нам тогда было по 12—13. Пешком шли до «Метеора». И на значок нужно было про- плыть не 25, а 50 метров.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: