Skip to content

Мертвые корабли и крепости: неизвестная набережная Днепра

Дарина Сухонос

Неизвестная набережная Днепра. Новости Днепра

Диевские плавни, крепость Новый Кодак и суконная фабрика — достопримечательности Набережной Заводской. Она состоит из двух частей. Первая — линия заводов и промышленных хозяйств с минимальным декоративным озеленением. Все самое интересное дальше, в сторону жилмассивов Красный Камень, Парус и Покровский. Об особенностях набережной, ее тайнах и легендах узнавала журналист «НМ».

Место двух крепостей

Историческим каркасом набережной считаются крепости Старый и Новый Кодаки. Именно с последней туристам советуют начинать знакомство с Днепровским побережьем. Новый Кодак в районе Красного Камня основан в 1640 году. Это место уникально с археологической точки зрения. Однако сегодня вся территория крепости в частных владениях, кое-где видны уцелевшие насыпи. Старый Кодак съеден гранитным карьером — около 60 процентов территории памятника утрачено. Остались только два бастиона, несколько валов и рвов. Но тем не менее это популярный исторический объект, пешие экскурсии тут – частое явление.

— Сохранились уличные трассировки, которые отображают былую фортификационную систему, – это четырехугольная в основе крепость, — говорит днепровский архитектор Сергей Харлан.

В честь казака

Изюминка Набережной Заводской — Диевские плавни. Название получили в честь казака Максима Дия, который, по легенде, первым поселился на этих местах в 1755 году. По мнению архитекторов, это очень интересный ландшафтный объект. Береговая линия формирует многочисленные лагуны. А за счет полуостровов исчезает ощущение нахождения в городе. Позже между двумя старинными поселениями – Диевкой и Новыми Кайдаками возник жилмассив Красный Камень. Его название неслучайно – когда-то тут добывали красный гранит.

— Диевские плавни в районе Красного Камня — это фактически зона форсирования Днепра во Второй мировой войне, — добавляет Дмитрий Волик.

Плавни входят в территорию лесхоза Днепропетровского района, на их территории действуют ограничения на разжигание костров, вырубку деревьев. Когда-то здесь хотели создать рекреационную зону, часть плавней должна была превратиться в гидропарк. Но, увы, не сложилось.

За Кайдакским мостом начинается промышленная часть Набережной Заводской. Здесь в 90-х годах XVIII века располагался комплекс суконной фабрики.

— Это были более 40 цехов и множество жилых построек разной этажности, — отмечает Сергей Харлан. — Сохранился лишь один каменный корпус — это корпус №1 хлебозавода на центральном проспекте.

Немного рекордов

Именно набережной Днепра принадлежит титул самой длинной магистрали – 23 километра от Диевки до Лоцманской Каменки. Фактически ее формируют три объекта — улица Набережная Заводская, Сичеславская Набережная и Набережная Победы.

На Набережной Заводской есть стена граффити – это уникальный арт-объект, созданный в рамках фестиваля стрит-арта Mural Fest Dnipro. Каждый рисунок уникален, а на одном из фрагментов есть даже автограф городского головы.

Неизвестная набережная Днепра. Новости Днепра
Карьер впечатляет даже зимой

Таинственный карьер

Излюбленное место отдыха многих днепрян — карьер на Красном Камне, несмотря на то, что купаться здесь запрещено. Официального пляжа нет, но летом открывается торговля, устанавливают кафешки, звучит музыка. Молодежь прыгает со скал, соревнуясь в экстремальном мастерстве (средняя глубина — три метра). Вокруг карьера восемь живописных скал — Свисток, Смолка, Собачка, Козырек, Зуб, Валет, Демон и самая высокая десятиметровая Ирочка.

Несколько лет назад карьер чистили. Чего там только не было — остатки фейерверков, мотоциклы, холодильники, велосипеды и прочий металлолом. Местные говорят, что лет тридцать назад в карьер упал экскаватор, который затянуло на дно. Есть у карьера и своя мистическая тайна. Местные утверждают, что его разработку проводили еще немцы в период оккупации города. Говорят, что они начали строить какой-то бункер. Но когда началось наступление наших войск, все работы пришлось свернуть. Но немцы будто бы успели вырыть тоннели, были сооружены бетонные конструкции. Отступая, немцы взорвали кусок территории, затопив карьер земными водами. Ну, а всех, кто строил этот карьер, расстреляли. Но это просто красивая мистификация – по факту это было место добычи гранита и создали его еще до войны. Затем, задев грунтовые воды, разработки свернули. Во время затопления некоторая техника осталась на дне, возможно, вместе со строителями. А вот утопленники здесь всплывают — конструкция карьера такова, что их затягивает куда-то дальше. Однозначно известно, что под карьером течет река, вода там очень холодная и чистая, именно она и питает карьер. Зимой карьер становится огромным бесплатным катком – горожане не боятся рассекаться по замершему льду.

Неизвестная набережная Днепра. Новости Днепра

Город мертвых кораблей и мостов

Проезжая по Набережной Заводской нельзя не обратить внимание и на речпорт. Географически он не относится к набережной, но очень хорошо просматривается. Увы, сейчас это место напоминает город мертвых кораблей – много брошенных ржавых суден, а водное снабжение едва ли напоминает былые времена детства наших родителей, когда на пароходах передвигались во многие города Украины.

А вот Кайдакский и Амурский мосты – это часть Набережной Заводской и являются важными архитектурными и стратегическими объектами города. В свое время Кайдакский мост, открытый в 1982 году, стал очень важным решением для города и позволил транзитному автотранспорту следовать по дороге Киев — Донецк без заезда в город и дал возможность развить жилищное строительство на левом берегу реки. Длина моста 1732 м, а в 1996 году он получил бонус — был пущен трамвай.

Амурский, или, как его еще называют горожане, Старый мост, в свое время стоил аж 4 миллиона рублей и был открыт 18 мая 1884 года, одновременно с открытием Екатерининской железной дороги. Амурский мост был двухъярусным: на нижнем ярусе располагалась одноколейная железная дорога, на верхнем – дорога для пешеходов и повозок (а позже – автомобилей). Мост был несколько раз разрушен, а после Второй мировой и вовсе восстановлен практически с нуля. Сейчас его длина 1 395 метров, с подходами 2397 метров, ширина 15,5 метра. Движение очень интенсивное – автомобили и трамваи на верхнем ярусе, поезда на нижнем.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: