Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе

Вы едете по одной из центральных улиц Днепра — и вдруг перед глазами предстает огромный рекламный щит, на котором изображены четыре задницы в красных трусах. «Мама, а что это за попы?» – спрашивает удивленно ваш ребенок. И как быть? Как рассказать малышу о том, что это реклама с элементами сексизма, направленная на продвижение бренда.

Сексизм – это предвзятое отношение к людям или дискриминация по признаку пола или гендера. Явление не новое. Но в последнее время это слово все чаще звучит в рекламе, индустрии спорта или просто в офисе. Когда, например, стереотипы, связанные с полом, возрастом, внешним видом женщин мешают им строить успешную карьеру в солидной компании. Что это за явление и как глубоко оно проникло в нашу жизнь, разбиралась корреспондент «НМ».

Ниже пояса

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

В Днепре, как и во всей Украине, негодование вызывает реклама интернет-провайдера «Фрегат». Спекуляция с фотографиями, на которых изображены обнаженные части тела женщин (иногда и мужчин), – это уже привычный стиль компании.

Плакаты стали темой обсуждения в соцсетях – четыре попы в красном белье как бы намекают на то, что такое «Настоящий 4Ж». Или реклама услуг системного администратора.

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

«В народе его называют сисадмин. Сис? Что мы поставим на борд? Верно, женскую грудь!» — примерно так рассудили маркетологи компании и сделали новую рекламу.

И сколько бы негативных отзывов не писали в соцсетях по поводу такой рекламы ниже пояса, компания, кажется, руководствуется принципом: негативный пиар — тоже пиар. Более того, «Фрегат» в некоторых местах заменил рекламу, прикрыв пятые точки предметами и таким образом лишь выиграв на скандале.

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

Подобного рода реклама давно уже не новость. То в день феминизма нам предлагают купить ведра для мытья полов, то европейские машины, в рекламе которых девушки обнажаются под закадровый текст: «Игривые и соблазнительные, шальные и агрессивные, на любой вкус и цвет. Классика, люкс, премиум-класс сейчас доступны». А то и вовсе возмутительная реклама сети фаст-фуда Fresh Line, где одна девушка помогает другой недвусмысленно поглощать хот-дог.

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

А в Луцке и Львове шубы решили рекламировать с помощью сексизма и насилия. Там появилась реклама магазина, на которой мужчина тянет женщину за ногу, очевидно, чтобы подарить ей меховое изделие. Но в этом случае Индустриальный гендерный комитет по рекламе признал ее сексистской.

Кстати, если хотите протестировать рекламу на предмет сексизма, представьте, что изображен или упомянут человек противоположного пола. Если при такой трансформации сообщение теряет всяческий смысл, становится смешным, неуместным, слишком пошлым, вероятно, в первоначальной версии есть сексизм.

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

Еще один вопиющий случай – розыгрыша айфона от сети пиццерий Mister Cat Pizza. Конкурс, в котором можно выиграть модный гаджет звучит так «Не насосала, а честно виграла Айфон! Саме так ти будеш розказувати своїм друзям, коли виграєш новенький десятий афон!». Реклама вызвала бурю комментариев в сети.

«Таке відчуття, що це писали якісь обтяжені власними комплексами підлітки. Сподіваємось, наслідки такої рекламної кампанії не забаряться й клієнти дадуть їй власну оцінку», — прокомментировали пост в группе «Ліга захисту прав жінок «Гармонія Рівних».

Сеть пиццерий поспешила убрать скандальный пост, теперь в нем говорят просто про розыгрыш айфона за репост. Но осадочек, как говорится, остался.

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

Дина Носенко, кандидат психологических наук

— Автор сексистской рекламы — это запуганный загадочностью противоположного пола, тревожный человек, который таким образом выпускает наружу эмоции. Для нашего общества еще характерен доброжелательный сексизм. Он свойствен как мужчинам, так и женщинам, которые обменивают заботу мужчин на то, что закрывают глаза на проявления сексизма. Мол, я сейчас не замечу, а потом попрошу тебя и получу нужную мне выгоду от того, что я слабый пол. Это характерно для тех, кто проповедует традиционные гендерные роли. Беря их на себя, сами мужчины могут стать субъективно неблагополучными, так как рискуют не соответствовать. Они, конечно, открыто этого не покажут («я не мужик…»). Это проявится в депрессии, неудовлетворенности собой, выпивке и несчастливых отношениях. Еще один аспект: можно ли относиться к такой рекламе как к шутке? Мол, у тебя что, нет чувства юмора? У подобных вещей есть парадоксальный эффект – такая реклама не увеличивает аудиторию, а наоборот, урезает ее.

Агрессия и неприятие общества

Случаи, когда к людям относятся предвзято из-за внешнего вида, — тоже проявление большого и сложного понятия «сексизм».

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

Локи фон Дорн

— Главный сексизм кроется в распознавании человека по внешнему виду, — считает андрогин, блогер и веган Локи фон Дорн. — У нас до сих пор считается, что волосы красят только женщины, они же носят яркие и смелые вещи. Называть тебя мужчиной будут, только если ты носишь короткую стрижку, одет в унылые растянутые футболки, рубашки с прямыми джинсами и уродливые туфли или невзрачные кроссовки. Поэтому чаще меня принимают за девочку, даже несмотря на мой голос. Проблемы у человека, который не вписывается ни в одну из двух действующих гендерных общественных ролей, начинаются, как только он сталкивается с другими людьми. Особенно это заметно в госструктурах — детский сад, школа, вуз.

 

Локи рассказывает, что с таким самоопределением устроиться на работу оказалось весьма проблематично. Поэтому пришлось работать дистанционно, притворяясь то мужчиной, то женщиной.

— Чтобы работодатели не придирались и не отказывали только потому, что я для них слишком странный, — делится он. — Дважды на меня нападали на улице, даже шрам на ноге остался. Я уверен, что людям жилось бы лучше без понятия «гендер». К счастью, теперь можно быть собой, модели-андрогины весьма востребованы. Это помогло создать определенный статус и имя. Будь я офисным работником, было бы сложнее, но я все равно бы не отступил от своих принципов, не предал бы себя. Искал бы адекватный прогрессивный коллектив, компанию. Прошел через это и в творческой среде. Там тоже немало узкого и зависимого от общественных норм мышления.

Только в платьях, ты же девочка

Нас с детства приучают к модели внешнего вида: если ты девочка — то это юбки и платья, куклы и «дочки-матери», если мальчик – брюки и машинки. Но многие подростки находятся в поиске и не всегда чувствуют себя комфортно в стереотипных образах.

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

Мировые СМИ наперебой сообщают, что 12-летняя дочь Анжелины Джоли Шайло выглядит как мальчик: носит короткую стрижку, спортивные костюмы и рубашки с плеча старших братьев, да и ведет себя как мальчишка.

«Мы позволяем Шайло быть самой собой и выражать себя так, как хочется», – комментирует актриса.

Общественное мнение разделилось: одни считают, что это правильно, другие же уверены, что такая родительская вседозволенность может в будущем стать проблемой.

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

Татьяна Рейх, психолог

— Спросите у ребенка, почему он хочет так выглядеть. Понаблюдайте за ним. Поинтересуйтесь его социальной жизнью. Что его волнует, тревожит, увлекает? С кем он дружен? Не враждует ли с кем-то? И себе задайте вопрос: «А что со мной? Почему я об этом переживаю? Какие чувства вызывает у меня внешний вид и поведение моего ребенка»? И что значит — привычно обществу? Не выражаются ли так стыд и страх самого родителя перед мнением других о нем? Что люди скажут, узнав, что мой ребенок выбирает выглядеть как мальчик, будучи девочкой? Родители должны не заставить, а понять и помочь, если необходимо. Иногда помощь нужна самим родителям. Дочь коротко подстриглась и носит штаны? Это не вписывается в ваше мировосприятие? Надо переделывать ребенка! С ним что-то не так! Снимай штаны! Где розовое платье? Немедленно надень, ты же девочка! Вот такое поведение точно скажется на ребенке. И не только на его ориентации.

Но, как ни крути, определенные должности и место работы требуют и дресс-кода, и соответствия общепринятым нормам. Во всем нужна мера, посчитали в горсовете Днепра и утвердили Кодекс поведения, который коснулся и внешнего вида — прозрачное и веселенькое не носить, спиртные напитки на рабочем месте не употреблять и Президента не ругать. Новый дресс-код предполагает запрет на прозрачные блузы, глубокие декольте, короткие юбки, туфли на шпильке и рубашки с забавными принтами. Стиль одежды — официально-деловой, а в образе должно сочетаться не более трех цветов и двух видов принтов.

Сексизм в Днепре: обнаженка в рекламе. Новости Днепра

Владисла Миколюк

— Я думаю, от самих женщин тоже многое зависит, — уверена Владислава Миколюк, руководитель по маркетингу Concord Bank. — Если проанализировать аккаунты некоторых девушек в социальных сетях, создается впечатление, что это вечно голодные самки, которые жаждут размножения 24 часа в сутки, выставляя свои детородные органы как единственное достояние. Или призывно одеваются на работе, позволяют себе лишнее во время корпоративов. Это послевоенный отголосок, когда мужчин было мало, а женщин много. И им нужно было любой ценой сражаться за продолжение рода. А еще – отголосок Советского союза, где главное – вовремя выйти замуж. В общем, если девушка позиционирует себя таким образом, она не должна оскорбляться на аналогичную реакцию со стороны мужчин, которые не воспринимают ее как равноправного партнера, а рассматривают сквозь призму самки. Но сегодняшние украинки стремительно преодолевают комплекс «я интересна этому миру только как самка и мать». Они побеждают в выборах, возглавляют компании, инициируют важные проекты и реформы. Если девушка смогла успешно реализоваться в профессиональной или социальной сфере, она уверенно и деликатно даст понять при недвусмысленном намеке, что сальный комплимент, букетик цветов не способствуют решению вопроса в деловом контексте и не нивелируют ущерб, риски. И что с ней придется решать вопрос как с равноправным партнером, опираясь на принципы взаимной выгоды.

Общество – это зеркало. И сейчас у нас крайности — от сексизма до толерантности. А вот кто победит в этой гибридной войне – покажет время.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поделиться:

Читайте также: