Профессия — сурдопедагог, или Ноктюрн языком жестов

Вопреки бытующему мнению, сурдопедагог не обучает жестовой речи, а наоборот, развивает у слабослышащих речевые навыки.

Профессия — сурдопедагог, или Ноктюрн языком жестов. Новости Днепр

Анастасия Островская – инструктор слуховой работы в областном учебном реабилитационном центре для детей с нарушением слуха и речи. Там мы с ней и встретились. Еще до личного знакомства я нашла страничку девушки в соцсетях. Сначала меня восхитила красота педагога, потом я обратила внимание, что на всех фотографиях Настя в окружении детей. Вот она обнимает улыбчивую малышку с двумя хвостиками, тут рядом с ней мальчишка-подросток в кимоно. А вот Анастасия в свадебном платье и вокруг, как ангелочки, сидят нарядные ребятишки. Каждый ученик для Насти, как родной ребенок.

ПОСЛЕ ИНТЕРНАТА — В ОБЫЧНУЮ ШКОЛУ

В реабилитационном центре учатся слабослышащие и глухие дети из всей области. Большинство пять дней в неделю живут здесь, а на выходные уезжают домой. Программу ребята штудируют так же, как и ученики общеобразовательных школ. Полноценно дать материал педагогам помогает должное знание методики. Кроме обычных уроков, у каждого ребенка расписаны дополнительные занятия с сурдопедагогом.

— Мы развиваем познавательную сферу, остатки слуха и речь, — говорит Анастасия. – Чтобы научить говорить, нужны специфические приемы. Я использую все возможные способы: большое количество наглядности, информационные компьютерные технологии, жестовый язык, инновации, языковые профили, а также классическую схему формирования у детей понятий «картинка—слово—жест». Ребенок видит, как я произношу звук, считывая с губ, затем я показываю, к чему нужно дотронуться, чтобы почувствовать вибрацию. Он должен понять, есть ли голос, глухой звук произносится или звонкий. Этот вид работы происходит перед зеркалом.

Специалист преподает ученикам, используя билингвальный метод — когда речь дополняют жестами.

— Акцент делаю на речь, потому что жестовый язык детишки схватят и так, ведь он их родной, — улыбается Настя. – Моя задача – развить слух и речевые навыки ребенка до такой степени, чтобы он мог нормально общаться со слышащими сверстниками.

Все ребятишки разные – одни слышат лучше, другие хуже, потому для каждого воспитанника центра специалисты подбирают индивидуальный график обучения и составляют программу развития. Систематически после пары лет работы с сурдопедагогом дети переходят в обычную школу, но многие остаются в центре до выпускного класса.

Профессия — сурдопедагог, или Ноктюрн языком жестов. Новости Днепр

ЗАГОВОРЯТ ВСЕ

В центре около 250 учеников, почти все они знают жестовый язык. С некоторыми ребятами приходится работать с нуля.

— Чаще это дети, живущие в селах, в окружении которых нет специалистов и особого детского сада, — продолжает Анастасия. — Они не умеют говорить, не знают жестового языка. Начинаем с изучения алфавита дактиля: показываю ребенку букву дактильно и как она пишется, затем объясняю, как звучит и как ее произнести.

Через некоторое время говорить обучаются абсолютно все дети, но у одних это получается более разборчиво, у других менее.

— Это зависит от многих факторов, — объясняет педагог. – Важны умения ребенка, индивидуальные особенности, сопутствующие заболевания, то, когда возник дефект, проводилась ли коррекционная работа до того, как он пришел в школу, и занимаются ли с ним дома.

Настя уверена, что в работе первичен интеллект. Его очень важно развивать своевременно и не позволить остановиться или опуститься ниже.

— Например, я задала глухому ребенку вопрос, он считал его с губ, — рассказывает Анастасия. — Если вижу, что не понял, подключаю жесты. Я не использую их вместо речи, ведь моя задача – научить говорить. Подход к слабослышащему несколько иной. Разговаривая, я закрываю часть лица специальным экраном, чтобы ребенок не считывал информацию с губ, а воспринимал ее на слух. Каждый ученик может услышать меня на определенной дистанции. И если я знаю, что он нормально слышит на расстоянии трех метров, то отойду на три с половиной, чтобы слух тренировался.

Профессия — сурдопедагог, или Ноктюрн языком жестов. Новости Днепр

ЖЕСТЫ КРУГЛОСУТОЧНО

Жестовый язык – такой же, как любой другой, со своими синонимами и диалектами. Это очень заметно в центре, где собираются слабослышащие дети из разных концов области.

— Иногда один ученик показывает какой-то жест, а другой говорит, что это неправильно, нужно иначе, — говорит Анастасия. — Если ребенок из семьи неслышащих, то он знает жестовый язык лучше меня.

Настя вспоминает, как пришла к своим детям на первое занятие. Она знала только алфавит дактиля. Возможности нормально объясниться с неслышащими ребятами у нее не было.

— Как же мне захотелось с ними говорить, знать жестовый язык! – восклицает педагог. – Помню, я целыми днями учила жесты, засыпала и просыпалась с книгой. Для общения с неслышащими детьми жестовый язык нужно знать обязательно, потому что приходит момент, когда начинаются разговоры не только об учебе, но и об отношениях. Не поговоришь – не сблизишься с ребенком. Когда есть заинтересованность и инструменты для общения с такими детками, словно вырастают крылья.

Профессия — сурдопедагог, или Ноктюрн языком жестов. Новости Днепр Профессия — сурдопедагог, или Ноктюрн языком жестов. Новости Днепр

Фото из личного архива Анастасии Островской

Сурдопедагогика – очень узкая область. Есть обычный учитель, а есть коррекционный педагог, который знает, как учить детей с особыми потребностями в образовании. Коррекционные педагоги делятся на категории — тифлопедагог, сурдопедагог, логопед и другие. Выучиться на коррекционного педагога можно в Киеве, Днепре и Славянске, а вот сурдопедагогов готовят только в Киевском университете им. Драгоманова. Все шестеро сурдопедагогов центра получили образование именно там.

ИСТОРИЯ В ПОЕЗДЕ

Как-то Анастасия ехала в поезде с подругой. В вагон зашел плохо слышащий мужчина, он продавал духи.

— Вокруг много аферистов, поэтому, чтобы проверить, действительно ли он не слышит, я обратилась к нему жестами, — с улыбкой вспоминает девушка. – Мужчина так обрадовался! Показывает мне жестами: «Так ты же не глухая?!» Наверное, у меня артикуляция другая, жесты по почерку отличаются от неслышащих.

Сергей, так звали продавца, рассказал, что найти работу неслышащему очень сложно, потому приходится перебиваться продажей в поездах.

Эта история показывает, насколько важно развивать у слабослышащих детей речь и учить их грамотному письму. Выпускники центра зачастую работают удаленно, общаясь с работодателями через Интернет.

 

Поделиться:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также:

    Як обирали міську думу сто років тому. Новости Днепр

    Кількамісячні передвиборні кампанії до Міської думи, запекла боротьба за крісло міського голови, тривалі складання й перескладання коаліцій, нескінченні суперечки між…

    11.12.2017
    18
    Наталия Рекуненко
    Про що мовчать дерева. Новости Днепр

    Працівники лісових господарств України б’ють на сполох. Згідно із нещодавно прийнятою українським Кабміном «Стратегією розвитку та інституційного реформування лісового господарства…

    08.12.2017
    48
    Inna Vnukova
    Новости Днепра

    В кавярню зайшла молодичка…підбори-шпильки, вузесенькі джинси, блузка тонка, майже прозора…очі яскраво підведені чорним, губи – рожеві, аж очі обпікає кольором….

    08.12.2017
    87
    Тетяна Петрівна