Вокзал на двоих

2013 год. Городские СМИ с воодушевлением сообщили горожанам: «В Днепропетровске дан старт строительству пригородного вокзала». Год 2017-й. Пригородного вокзала как не было, так и нет. Какова судьба проекта кардинальной реконструкции важнейшего для жизни Днепра транспортного узла – Центрального вокзала?

Напомним, проект строительства железнодорожного вокзала для пригородных поездов был проработан группой архитекторов проектного института «Днепрогипротранс», на счету которой к тому времени уже был знаменитый железнодорожный вокзал в Донецке, построенный к футбольному чемпионату «Евро-2012».

Новый транспортный узел должен был стать отправной точкой для качественного преображения деградирующей и поныне территории. Предпроектная проработка, кроме конкорса и пригородного вокзала, содержала сразу несколько новых концептуальных решений. Предполагалось полностью реконструировать улицу Краснозаводскую и расширить ее до 25 метров. Планировали сформировать новую привокзальную площадь, на которой разместились бы железнодорожный и автовокзал.

А соединить пригородный и Центральный вокзалы должен был конкорс — впечатляющее сооружение, новое тогда для украинских железных дорог. Единственный подобный был в Донецке. Эскалаторы, мощные лифты на 15 пассажиров с багажом, стекло, металл…

Ничего этого в Днепре нет до сих пор. Будет ли реализован проект и нужен ли он городу сейчас так же, как тогда, всего четыре года назад?

КОНКОРС И НОВЫЙ ПРИГОРОДНЫЙ ВОКЗАЛ НУЖНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЛЮДЯМ

Так считает Александр Момот, народный депутат Украины 7-го созыва, дважды начальник Приднепровской железной дороги, экс-помощник гендиректора «Укрзалізниці»:

-Подъехать к Центральному вокзалу всегда было непросто. Поэтому в свое время «Укразалізниця» совместно с городом (мэром тогда был Иван Куличенко) прорабатывала вариант: через промплощадку с тыльной стороны вокзала через все пути. Это было в 2012—2013 годах. Предполагалось, что город выкупит у владельцев промплощадки какую-то полосу и пробьет широкую улицу прямо на набережную. Планировалось также организовать площадь, завести сюда троллейбусы и сделать транспортную развязку. То есть обустроить такой же вокзал, как сейчас в Киеве, на который можно зайти с двух сторон.

Для этого надо было вместе поработать и железной дороге, и городу. Железнодорожники для начала должны были взять на себя сооружение конкорса, то есть перехода из здания вокзала над железнодорожным полотном к транспортной развязке, которая выходит на набережную. Проект, к сожалению, так и не реализован, хотя был проработан уже на эскизной стадии. Что от него осталось у города, не знаю.

А вот для реализации проекта городским властям точно тогда не хватило настойчивости. Сейчас это узел вокруг Центрального вокзала от Озерки до автовокзала – вечная пробка. Смысл проекта в том, чтобы пассажирам было удобно, и в этом должны быть заинтересованы все, кто обслуживает людей.

Наше поколение так воспитывали, что железная дорога – это не только бизнес, она несет очень важную социальную нагрузку. Нам тогда не были безразличны интересы регионов. Да, железная дорога 90 процентов прибыли получает от грузовых перевозок, пассажирские дают не более десяти. Да, пассажирские перевозки сейчас, скорее, социальная функция. Но мы считали, что должны сделать так, чтобы люди не испытывали неудобств. А как сейчас к этому проекту относятся на железной дороге – не знаю.

Что касается участия города, то с учетом нынешних «децентрализованных» городских бюджетов и для Днепра такой проект вполне реален.

ПРОЕКТ ЕСТЬ, А КОНКОРСА НЕ БУДЕТ

А вот с руководством регионального филиала ПАО «Укразалізниця» встретиться нам не удалось. Тем не менее в ответ на письменный информационный запрос «НМ» получила официальный ответ от главного инженера — первого заместителя начальника регионального филиала «Придніпровська залізниця» ПАО «Укріїнська залізниця» Ю. Г. Тищенко. Судя по всему, желания построить в Днепре современный транспортный терминал для удобства пассажиров у акционеров ПАТ «Укрзалізниця» пока не наблюдается:

«У відповідь на ваше звернення щодо надання інформації про долю проекту будівництва нового приміського залізничного вокзалу у Дніпрі повідомляємо таке.

Дійсно, у 2014 році інститутом «Днепрогіпротранс» згідно з нашим завданням розроблено проект «Будівництво конкорсу з касовим павільйоном на ст. Дніпропетровськ» орієнтовною вартістю 460 млн. грн., але у зв’язку з відсутністю дозвільних документів (дозвіл на початок будівництва, правовстановлюючі документи на земельну ділянку, на якій планувалося будівництво, наказ про затвердження проекту) роботи по даному проекту так і не розпочалися.

На сьогодні у зв’язку із реорганізацією ДП «Придніпровська залізниця» у регіональну філію ПАТ «Укрзалізниця» змінився замовник будівництва, прийняття рішення щодо будівництва зазначеного об’єкта належить до компетенції членів правління ПАТ «Укрзалізниця».

У зв’язку із зниженням пасажиропотоку, величезною вартістю будівництва (орієнтовна вартість у цінах 2017 року 955 млн. грн.) та скрутним фінансовим становищем ПАТ «Укрзалізниця» будівництво зазначеного об’єкта на цей час вважається недоцільним».

КОМАНДА МЭРА ФИЛАТОВА СДВИНЕТ ЭТОТ ПРОЕКТ С МЕРТВОЙ ТОЧКИ

В этом уверен Михаил Лысенко, заместитель городского головы Днепра:

-Этот проект крайне необходим городу. Но для того, чтобы его реализовать, нужна еще и заинтересованность «Укрзалізниці». А о том, есть она или нет, судить можно хотя бы по тому, как проходит элементарная передача сетей водоснабжения и освещения в поселке Северный. Сегодня «Укрзалізниця» — это огромный бюрократический аппарат. Если у нас в городском совете решения принимаются достаточно быстро, то на железной дороге с этим большая проблема. А в проекте речь идет в том числе и о переносе железнодорожной ветки, строительстве нового терминала. Это все работа железнодорожников.

По самым скромным подсчетам, реализация всего проекта обойдется примерно в полтора миллиарда гривен, поэтому необходимо долевое участие и государства, и железной дороги, и Днепровского городского совета. Но решение должно быть принято на уровне Кабинета Министров.

Городской голова Борис Филатов уже обсуждал этот вопрос с Премьер-министром Украины и получил положительный ответ. Возможно, проект будет рассматриваться в бюджете уже на следующий год.

Сейчас надо приступить к проектированию. А на это уйдет не менее двух лет. Там титаническое количество переносов инженерных сетей, начиная с водоснабжения, водоотведения, освещения, электроснабжения. В проекте предусмотрен также перенос железнодорожных путей, строительство мостовых переходов со специальными лифтами для людей с ограниченными физическими возможностями и многое другое.

Но я уверен, что за нашу каденцию наша команда сдвинет этот вопрос с мертвой точки. Точно так же, как было с ремонтом Нового моста – лет пятнадцать все говорили, что это надо делать, но дальше разговоров дело не шло. Для начала необходимо финансирование и как минимум встречное желание руководства железной дороги.

Поделиться:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также: