«Если мы не продадим себя — себе же, нас никто не захочет покупать», — Владимир Панченко, руководитель «Агентства развития Днепра»

Экономические перспективы Днепра и политические – Украины: в диалоге с аналитиком, депутатом горсовета и директором «Агентства развития Днепра» Владимиром Панченко

«Агентство развития Днепра» сегодня призвано формировать экономические и бизнес-тенденции в Днепропетровском регионе. Его деятельность осуществляется при поддержке городского головы Бориса Филатова и в основе своей направлена на привлечение зарубежных инвестиций в Днепр, интенсивное создания рабочих мест и усиления мощнейшего потенциала одного из перспективнейших городов Украины, а также на европеизацию украинцев.

Владимир Григорьевич, начнем с вопроса нетрадиционного. Кем Вы мечтали быть в детстве?

«Дипломатом. В подростковом возрасте нравились языки. В дальнейшем, когда начал ездить в другие страны и работать за границей, общаться с разными людьми различных национальностей, страсть к дипломатии пригодилась. Также,  я интересовался радиоэлектроникой. Это тогда было ново и модно, как сегодня IТ. Моя первая специальность, по которой я работал над одной из своих диссертаций – электротехническая, электрохимия, если точнее. Меня всегда привлекала деятельность на стыке наук».

Когда и куда Вы впервые попали за границу?

«В Англию, это был 1990 год. Нам, гражданам, жившим в СССР в условиях «железного занавеса», все тогда казалось непостижимым. Это был прорыв сознания. Ведь советские люди не имели возможности видеть что-то дальше Таллина или Камчатки, не говоря о нашем закрытом городе. По этой причине мне никогда не был симпатичен советский режим. В нем не было свободы передвижения. Сейчас она у нас есть. Позже неоднократно бывал в Европе уже как бизнесмен и турист».

Чем Вы занимались в Британии?

«Работал. Музыкантом в метро. А потом путешествовал. Играл на аккордеоне. Скажу вам, вынес оттуда потрясающий опыт. Важно понимать, чего хотят люди, потребители. Чтобы заработать, необходимо было учитывать такие факторы, как эмоциональность и адресность музыки, время прайма, вкусы публики. И у нас отлично получалось».

Какой европейский народ, исходя из Вашего богатого опыта общения с иностранцами, ближе прочих к украинцам?

«Несомненно, итальянцы. Недалеко ушли австрийцы, схожий темперамент, наличие славянской крови. И кстати говоря, я всегда анализировал и проводил подобные сравнения. Могу с уверенностью сказать, украинцы – европейцы. Наша европейскость лежит в плоскости отсутствия в мышлении нации имперских догм».

В чем конкретно проявляется эта тенденция?

«Имперское мышление есть у русских, которых, по их мнению, все вокруг должны бояться.  А Украина долгое время, будем откровенны, была колонией России. Возникла обида колонизированного народа. Такова природа политических и исторических процессов. К слову об имперском мышления, оно также не чуждо французам и британцам, и даже в некоторой степени американцам. Однако, у американцев оно проявляется в более мягкой форме. Эти вещи закономерно обусловлены историческим опытом, системой управления и вектором общественного развития».

Что лежит в основе характерности мышления имперского типа?

«Метрополия подчиняет себе колонии. Ее власть должна позаботиться о том, чтобы колониальное население повиновалось ее решениям и способу правления. Для этого воспитывается высокомерие у имперских управляющих, в принципе у всех колонизаторов, культивируется непреложность выполнения властных указов и образ недосягаемости представителей власти, вселяется страх за инакомыслие. Это классика. На уровне государств Британия – наиболее достойный из примеров. Россия в этом смысле – худший. Британия, начиная с 1949 года, после утраты последних колоний, «излечилась». Британцы стали нацией, России этот путь еще предстоит пройти».

За счет чего следует развивать общество?

«За счет качества институций. К последним американцы относят структуры власти, а также взаимосвязи, взаимоотношения между ними. Приведу пример для понимания логики процессов. Превышая скорость дорожного движения в Европе или Штатах, водитель знает, что его снимают на камеру и ему придется уплатить недюжинный штраф, а может и лишиться прав. Это его останавливает. Там четко работает законодательство, которое и регулирует такого рода общественные отношения, что в свою очередь формирует поведенческую культуру. Все просто. Этого недостает Украине. Однако, наши люди прекрасно адаптируются к новым институциям».

Сколько лет, по вашему мнению, необходимо Украине для того, чтобы интегрироваться в европейское сообщество?

«10-20 лет. Примерно столько же времени понадобилось Польше, с 1980 по 2000, которая в меньшей степени была подвластна коммунистическому режиму и раньше начала выход из этого политического и экономического регресса».

А с политикумом как обстоят дела? Сформировалась ли в Украине политическая элита?

«Этот процесс продолжается. И для его полного завершения понадобится примерно такое же количество времени. Процессы будут идти параллельно. Кроме того, четко просматриваются тенденции как ухода политической элиты времен 1990-х, так и формирование новой, состоящей из политиков двух типов. Здесь наблюдается разделение и противостояние. Часть украинской новой политической элиты – это люди бизнеса, управленцы, умеющие и стремящиеся работать и наращивать капиталы, как собственные, так и государственные. Вторая часть – мыслит анархически, противостоит накоплению капиталов и испытывает ненависть как к финансовой составляющей, так и к тем, кто представляет капиталистический образ мышления. Украина сталкивается с политической угрозой прихода к власти политикума, настроенного большевистски – на передел имущества. Такая власть, сторонясь экспертов и аналитиков, глубоко понимающих основы капиталистических процессов, неизбежно приведет страну к бедности».

Как я понимаю, избежать усиления такой тенденции в украинском обществе поможет работа с мировыми и европейскими капиталистическими рынками?

«Верно, но и здесь Украине придется несколько сложнее, например, чем в свое время Польше в 1990-е, потому как основная масса этих самых рынков уже занята. К тому же, нужно создать ситуацию, в которой инвестиции зайдут в производство товаров и услуг в Украине. Я убежден, если мы не продадим себя — себе же, нас никто не захочет покупать».

К слову, поговорим об инвестициях. Расскажите подробней, чем занимается Агентство и каковы ближайшие перспективы его проектов?

«Агентство развития Днепра» разработало проект Индустриального парка, который будет построен в Днепре. В  его рамках  мы планируем привлечь 150 млн долларов зарубежных инвестиций и создать высокооплачиваемые рабочие места для днепрян с европейским уровнем зарплат. Когда я говорю – европейский, я подразумеваю сумму в 1 тысячу евро и абсолютно четко понимаю, что для создания одного такого рабочего места необходимо не менее 30-50 тысяч долларов. На поиск инвесторов для подобных проектов обычно уходит от трех до пяти лет. Во многом, инвестирование в такие дорогостоящие и масштабные проекты основывается на личном имидже и доверии к первым лицам. Так, уже решено, например, что англичане построят мусороперерабатывающий завод в Днепре. А почему? А потому что Борис Филатов сумел убедить их в том, что с нами можно работать».

Какими еще проектами может гордится «Агентство развития Днепра»? Какие сферы жизни города они затрагивают?

«У агентства на сегодняшний день 18 штатных сотрудников, в портфеле около десяти крупных проектов, а также около сорока более мелких. Мы очень плотно занимаемся новым имиджем и брендом города, развитием стратегии туризма».

Что Вы лично, как человек бизнеса, думаете о туристических перспективах Днепра?

«Днепр может и должен стать туристическим центром, в котором регулярно могут проходить события всеукраинского уровня и куда постоянно будут приезжать туристы, оставляя здесь свои деньги. Это подымет экономику города и региона на качественно новый уровень и улучшит комфорт. Вы наверняка не помните Львов времен 90-х. Это был совершенно другой город, нежели сейчас. В гостиницах было холодно и не было горячей воды. А вот кофе там всегда был вкусным. Сегодня львовский кофе и шоколад – всеукраинский бренд. Что мешает Днепру стать таким же привлекательным для украинцев и туристов из-за границы? А у нас даже магнит с изображениями города в свободном доступе не купишь… Это необходимо исправлять».

Вы сказали об инвестиционном имидже и проектах, связанных с ним. Расскажите, пожалуйста, об этом подробней.

«Агентство развития Днепра» является консалтинговым. Мы консультируем бизнесменов относительно того, как оптимально и наиболее эффективно воплотить в жизнь ту или иную бизнес-идею. В будущем планируется расширить функционал агентства до функций классических агентств развития в Европе. Есть мысли охватить направление бизнес-омбудсмена. Основная задача такой деятельности заключается в том, чтобы сформировать благоприятный инвестиционный климат в регионе, определяющий положительный инвестиционный имидж как для зарубежных, так и для украинских инвесторов в Днепре. Данное направление также предполагает опцию сопровождения иностранного бизнеса».

Владимир Григорьевич, напоследок, поделитесь, какие книги читаете, кем, как личностью восхищались? 

«В детстве меня впечатляли персонажи Теодора Драйзера и Джека Лондона. Это было наше окно в капиталистический мир. В 1990-е годы  привлекал Ли Якокка (американский менеджер, президент Chrysler – ред.). Всегда нравился Бил Гейтс, это вообще образец того, кто создать миллиардную корпорацию с нуля и затем передать заработанные средства на науку и благотворительность. Многое узнал о Стиве Джобсе, посмотрел о нем несколько фильмов. Однако Джобс так и остался для меня непостижимым, космическим. Я восхищаюсь Евгеном  Коновальцем, его роль и место в украинской истории еще предстоит оценить.

Какую периодику читаете?

Вишу на фэйсбуке, как и многие. Из изданий — «Форбс», «Фокус», «Новое время», «Репортер». Практически во все из вышеперечисленных – еще и пишу. Правда на написание аналитики последние полгода не хватает времени. Агентство, существующее с ноября 2016 года, сейчас является приоритетом моей деятельности».

Беседовала Ольга Смирнова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *