Когда «Южный» станет нужным?

Вот интересно, а молодежь вообще в курсе, что в Днепре на самом деле два железнодорожных вокзала? Те, кто постарше, конечно, помнят, что, кроме Центрального, есть еще и Южный. Есть даже те, кто помнит, как этот вокзал в 1975-м торжественно открывали. Ну или как тогда еще молодой и адекватный Михалков снимал на перроне Южного Нонну Мордюкову для фильма «Родня».

Не у кого спросить только об одном: кто и почему в свое время отказался от первоначального проекта сооружения второго городского вокзала сразу за монументом Славы, в самом начале проспекта Яворницкого? Вместо этого для строительства выбрали отдаленную от всех городских транспортных маршрутов станцию Лоцманскую над Мандрыковкой. Как бы там ни было, новый вокзал в городе не очень-то полюбили. Добраться до него с чемоданами можно было только одним, рекордно коротким автобусным маршрутом: «Нагорный рынок — Южный вокзал». И все.

В 80-е, правда, у городской власти были планы вывести к вокзалу линию наземного метро. Причем с дальним прицелом — перспективой запуска железнодорожного кольцевого маршрута, охватывающего почти весь город. К примеру, по маршруту «Днепропетровск-Южный – Нижнеднепровск-Узел – пл. 196 км – Нижнеднепровск – ст. Амур – Днепропетровск-Главный — Горяиново – Диевка — пл. 178 км — Днепропетровск-Грузовой – Встречная – Днепропетровск-Южный». Так или иначе, реализация этого проекта и сейчас способна качественно изменить, системно улучшить общую схему городской транспортной инфраструктуры. Такое «кольцо» кардинально разрешило бы ежедневные транспортные проблемы жителей центральной части Днепра и отдаленных жилмассивов. Ну а Южный вокзал снова стал бы частью городской жизни. Не то что сейчас…

А ведь жизнь на Южном в свое время действительно бурлила. Одесса, Бердянск, Луганск, Донецк, Киев, Адлер, Саратов, Гродно, Баку, Варна – названия этих городов исчезли из расписания движения поездов по станции «Днепропетровск-Южный» не так уж давно. По разным причинам, конечно. Но если какие-то из них очевидны всем, то об иных остается только догадываться даже профессиональным железнодорожникам. Пустующий вокзал в самом центре города оживает пару раз в день всего на несколько минут, принимая и отправляя пригородные электрички. Пассажиры, не задерживаясь в зале ожидания, бегут на единственную здешнюю маршрутку, и снова на вокзале тишина. Но Южный все-таки живет, пусть не так шумно, как когда-то, в лучшие свои времена. Живет, несмотря на постоянные слухи о том, что его закрывают.

— Да, такие разговоры ходили уже в 99-м, когда я пришла сюда работать, — рассказывает начальник станции «Днепропетровск-Южный» Елена Браун. – Но в таком большом городе, как Днепр, одного железнодорожного вокзала явно недостаточно. К тому же само здание достаточно большое и на самом деле очень удобно расположенное — вокруг густонаселенные жилые массивы, студенческие городки. Так что пассажиров могло бы быть и больше. Не так давно наше расписание было очень плотным. Еще в 2000-х на станции формировались поезда до Бердянска, Одессы, Адлера, наши прицепные вагоны ходили на Гродно, летом по четвергам шел поезд из Варны на Саратов. Транзитные поезда Киев—Луганск, Минск—Симферополь, прицепные вагоны Киев—Баку, поезд на Мариуполь и другие. А в 2011-м, помню, отменили поезд местного формирования на Бердянск. Не сразу, правда. Сначала он ходил только по четным числам, потом три раза в неделю, потом только по выходным, а потом вообще отменили. Для нас, если честно, это было не совсем понятно. Спрос на него у пассажиров был большой. Состав из 10—12 вагонов, и все заполнялись пассажирами в Днепре. А сейчас с Южного можно уехать не дальше границ области — Апостолово, Сухачевка, Синельниково.

По словам Елены Браун, за последние несколько лет пассажиропоток и по электричкам уменьшился практически вдвое даже в самые «пиковые» месяцы:

— В мае 2009-го мы обслужили 8050 пригородных пассажиров, а в мае прошлого года – 4060. Причин у такой ситуации много. Изменилось расписание, людям не так удобно добираться электричками в Днепр на работу. Поезд прибывает в полвосьмого, а ведь надо еще и до места доехать. Так что пользуются в основном те, кто работает недалеко от вокзала. Настоящий бум на пригородные перевозки был в 80-е годы, когда многие получили за городом дачные участки, когда люди уезжали нашим знаменитым «Рыбаком» в 6.05 порыбачить на Суре, а вечером в удобное время все электричками возвращались — и дачники, и рыбаки. Сейчас на те же дачи пенсионеры, конечно, могут проехать бесплатно, но им ведь надо брать с собой в помощь детей и внуков. А это для семейного бюджета уже накладно. Да и к нам добираться сложно. Идти пешком с вещами минимум двадцать минут тяжеловато. Единственный доступный вид транспорта – маршрутка. Когда-то вместо нее был автобус большей вместимости, человек на 30. Но и тогда пассажиры жаловались, что уехать трудно, а водители – что мало пассажиров. Сейчас проблемы те же — утром маршрутка забита, днем пассажиров почти нет. Мы ждем метро! И тогда Южный вокзал снова оживет.

Илона Полунина

Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *