Днепровские владыки Ириней и Симеон рассказали о своих секретах

Накануне главного православного праздника — Пасхи мы встретились с Иринеем, митрополитом Днепропетровским и Павлоградским, и Симеоном, епископом Днепропетровским и Криворожским. Задали им одинаковые вопросы о жизни, выборе пути, службе на Днепропетровщине и вероятности создания в Украине единой поместной церкви. В общем, решили начать процесс объединения церквей на страницах «НМ». Вот что из этого получилось.

Впечатлила Почаевская лавра

— В каком возрасте вы решили стать священником. Что стало толчком к такому выбору?

Ириней: — В двенадцатилетнем возрасте я впервые побывал в Почаевской лавре. Шли туда с дедушкой пешком, а это 120 километров. Мне там очень понравилось. Это было летом. В храм на ночь тогда не пускали. Чтобы быть первыми на утренней литургии, я предложил дедушке заночевать у дверей, которые ведут в пещеры, где находятся мощи преподобного Иова Почаевского. Сели мы у той двери и прислонились к стене, чтобы было удобно спать. Спустя какое-то время дверь приоткрылась и оттуда высунулась рука с одеялом. Мужской голос произнес: «Прикрой этого мальчика, чтобы не замерз. Он еще пригодится церкви». Как позже выяснилось, это был архимандрит Кирилл, который сейчас причислен к лику святых. Почаевская лавра меня настолько впечатлила, что я был готов остаться сразу. Но тогда это было невозможно. С тех пор я твердо решил, что буду служить церкви.

Симеон: — Практически вся моя родня посвятила свою жизнь Богу. Папа – священнослужитель отец Анатолий сейчас служит в Тернополе. Он возглавляет Свято-Троицкий духовный центр, известный священник и деятель в этом городе. Одна из моих бабушек – Авдотья была верующей и воспитывала меня, четверых моих братьев и сестру так, чтобы жили с Богом. Но, конечно, главным было влияние отца, который постоянно служил в Почаевской лавре. Уже в шестилетнем возрасте я точно знал, что стану священником. Вторая бабушка Галина (по маминой линии) была заслуженным учителем СССР. Она все время меня толкала то в пожарники, то в военные. Но в душе я ощущал, что это не мое. Часто ездил по монастырям, святыням. Церковь была всегда рядышком. И это было мое.

Невесте приснился вещий сон

— Когда вы приняли монашество? Были ли у вас женщины до того времени?

Ириней: — С девушками я не встречался, все свое время отдавал учебе и молитве. Однако знакомые священнослужители очень хотели меня женить. Как-то пригласили в гости и познакомили с девушкой. Увиделись мы с ней только раз. Девушка хорошая, молится, посещает храм. После окончания семинарии и академии я стал кандидатом богословия и преподавал в духовной академии. Митрополит Никодим предложил мне выбрать между браком и монашеством. Мол, захочешь жениться – обвенчаю. Принять такое решение было непросто. Написал тому знакомому священнику, чтобы девушка приезжала. Она согласилась и купила билет на поезд. И вдруг упала по непонятной причине. Вызвали «скорую», забрали в больницу. Как только сдали билет – выздоровела. Потом снова попыталась ехать ко мне и чуть не умерла. Тогда потенциальная невеста написала мне: «Что задумал – делай. Я не приеду». Так в 31 год я принял монашество. Через несколько лет она была по работе в Ленинграде и зашла ко мне в семинарию за благословением. Тогда и рассказала, что перед той поездкой ей приснился сон, в котором было сказано: «Не прикасайся к нему и не вздумай ехать». А она попыталась, и вот что вышло.

Симеон: — Мои родители переехали в Почаев, а меня оставили с бабушкой заканчивать школу в Питере. Так что в моей жизни было две крайности. В течение учебного года я находился в центре цивилизации — на Невском проспекте. А летом в Почаеве, считай, в селе. По характеру я был очень активным, участвовал в разных мероприятиях. Конечно же, встречался с девушками. Монашество я принял в 27 лет, уже после того как окончил семинарию, духовную академию и отслужил священником три года в Америке. Я уже полностью сформировался как личность. Это был духовный порыв и потребность. Моя мама, очень верующая женщина, подвела меня к тому, что монашество – это тяжелый и особый подвиг. Поверьте, к женщинам я отношусь очень хорошо – уважаю и люблю. Кстати, два моих родных брата — мирские священники. У них есть семьи.

Помимо церкви, пчелы, путешествия и велосипед

— Чем увлекаетесь, есть ли у вас хобби?

Ириней: — Долгие годы я увлекался пчеловодством. Началось все еще в 1975 году в Башкирии, где очень много пчеловодов. И вот завелся какой-то клещ, из-за которого погибали пчелы. Ко мне пришел дедушка, попросил помолиться и освятить пчел в ульях, что стояли на опушке леса. Собрались человек сто. Я предложил открыть ульи, помолился, окропил их святой водой. Пчелы начали вылетать и собрались в большое черное облако. Я попросил почистить ульи от клещей и начал кропить пчел святой водой. Они подлетели ближе, а потом образовали огромный крест, метров десять высотой. После молитвы пчелы разлетелись по своим ульям. Я видел такое первый раз в жизни. С тех пор я к ним привязался и стал заниматься пчеловодством. Несколько лет назад отдал своих пчел одному батюшке. У него возле дома больше зелени, чем здесь, в епархии.

Симеон: — У меня очень много друзей. Люблю путешествовать по Европе, ходить, рассматривать здания, любоваться искусством великого зодчества. К сожалению, работы так много, что вырваться удается очень редко. Люблю слушать классическую музыку – в дороге, в машине. Люблю спорт, особенно езду на велосипеде. С удовольствием посещаю спортивные турниры, например, баскетбольный.

Основные блюда – гречка и овсянка

— Что вы позволяете себе есть в Великий пост?

Ириней: — Я всегда очень жду Великого поста, потому что он дает возможность почувствовать себя лучше и сбросить лишний вес. Похудел на два килограмма. Врачи сказали, что больше нельзя. Утром пью чай или кофе без молока. С удовольствием ем каши, особенно люблю гречку. Также люблю густой постный борщ, в котором много капусты. Ем капустный пирог, когда можно употреблять подсолнечное масло – жареную капусту. В Вербное воскресенье и на Благовещение позволял себе рыбу.

Симеон: — Во время Великого поста я питаюсь очень сдержанно. Каждую утро ем овсяную кашу без масла. Когда пост заканчивается, она мне так надоедает, что потом год не ем. В моем постном меню салаты, супы, борщи. Когда посещаю различные мероприятия, позволяю себе немного рыбы.

Разговляйтесь, не переедая

— Как будете выходить их поста?

Ириней: — После нормального проведения поста организм не настроен на большое количество пищи. Поэтому переедать нельзя. Не в пользу и жирная пища. Лучше и полезней разговляться молочными продуктами – молоком, творогом, сметаной. И, конечно, обязательно отведаю куличи и крашеные яйца.

Симеон: — Разговляться буду постепенно. В Страстную седмицу очень строгий пост, потом длительное богослужение. А уже после службы начинаем говеть, приезжает родня, приходят гости. Накрываем большой стол и кушаем уже все. Я выхожу из поста легко. Мясным блюдам предпочитаю рыбные.

Даже заангажированные политики дружат с церковью

— Как у вас складываются отношения с властями на Днепропетровщине?

Ириней: — Нормально. Сразу после приезда в 1993 году я нанес визит тогдашнему губернатору Павлу Лазаренко. Он принял меня очень доброжелательно, спросил, какая нужна помощь. Отзывался на все просьбы, как и все последующие руководители области и города. Сейчас такое время, что кто бы ни был у власти, все стараются помогать развитию православия. Сейчас обратились с просьбой к мэру Борису Филатову. Надеемся, что власть поможет правильно оформить документы на землю под строительство храмов.

Симеон: — Прекрасно. При Партии регионов у меня тоже были хорошие отношения с областной и городской властями. Хотя УПЦ КП и эта партия не очень дружили. Мы нормально общались с мэром Иваном Куличенко и с губернатором Александром Вилкулом. Не было никаких проблем, потому что все понимают, церковь – это народ. Какие бы ни были заангажированные политики, с церковью всегда дружат, независимо от политических нюансов. Сейчас у нас много социальных проектов, которые мы реализуем вместе с областной властью. Благодаря поддержке властей и меценатов нам удалось в кратчайшие сроки отремонтировать помещение епархиального управления. В этом году начнем строительство кафедрального собора УПЦ КП. При поддержке городской и областной властей нам выделяют земельные участки под строительство новых храмов.

Форпост на пути религиозных конфликтов

— Как можете оценить религиозную ситуацию в нашей области?

Ириней: — Религиозная ситуация в области непростая. Мы должны научиться жить не только в многопартийном, но и в многоконфессиональном мире. В Днепре построили «Менору», а рядом возрождают Успенский собор. Еще до революции в городе стоял красивейший Успенский собор, а рядом была центральная синагога. И не было никакого презрения между верующими. Когда я жил в Америке, накануне Нового года президент Картер, баптист, приглашал на лужайку представителей всех конфессий и призывал их жить в мире. За 24 года, что я провел на Днепропетровщине, здесь никогда не было конфликтов между религиями. Считаю, что украинское законодательство должно быть отработано таким образом, чтобы не было камня преткновения. Человечность и доброта есть в каждой религии.

Симеон: — В Днепре очень хорошие, миролюбивые люди. Возможно, они не очень верующие, в отличие от западной Украины. Бывает, что там ходят в храм просто по обычаю или по привычке, а душой где-то не там. В Днепре люди приходят в храм с душой, они искренни и чисты. И это правильно. В 2014 году Днепр стал форпостом на пути врага. Несмотря на политические взгляды, все сели за один стол и договорились, как сберечь родной дом. В духовном плане Днепр тоже может договариваться. Здесь проявляют миролюбие. Поэтому сосуществуют и еврейская синагога, и армянская церковь, и украинские церкви Киевского и Московского патриархатов. Люди сами для себя открывают новые двери для духовности. В Днепре, как ни в каком другом городе, люди умеют достойно общаться. И это должно быть примером для других.

Церковь объединят не политики, а народ

— Какова, на ваш взгляд, вероятность создания в Украине единой поместной церкви?

Ириней: — В самом начале своей сознательной жизни я слышал в церкви молитву: «О воссоединении всех Господу помолимся». Единство прежде всего должно быть в наших сердцах. К Богу ведут разные пути. И чем человек ближе к Богу, тем мы ближе друг к другу. Бог есть любовь. Это самое главное, что должно роднить нас в жизни. В религиях не должно быть воинственности. Вероятность создания единой поместной церкви в Украине будет очень большой, если исключить ненависть и насилие. И этот процесс очень бы ускорился, если бы в религию не вмешивали политику.

Симеон: — Она обязательно будет. Просто нужно время для того, чтобы понять: ее объединят не политики, а сам народ. Такое церковное единение было во всех странах. Где есть независимое государство, всегда есть поместная церковь – в Румынии, в Болгарии, в Греции и других европейских странах. Днепр как раз может стать примером такого единения. Но, повторю, что не политики будут объединять, которые живут по принципу: «Разделяй и властвуй». Миролюбие в доме зависит от нас с вами.

Основные качества – духовность, искренность, душевность

— Как вы думаете, каким должен быть пастырь для народа?

Ириней: — Он должен быть молитвенником и примером во всем. Если говорит прихожанам, поститесь, а сам нарушает, ничего не получится. Надо быть искренним с людьми. Я каждый год посылаю 20-25 человек в разные семинарии. Выпускники возвращаются и просят: «Владыка, пошлите меня в село, я в городе не выживу. А там храм построю». Вот я послал одного священника в село Юрьевского района. Он построил храм и пригласил меня освятить его. После службы позвал посмотреть, как живет. Небольшой домик, огород, кот, два гуся. Сказал: «У меня, как у людей. Денег нет, а все остальное есть».

Симеон: — В первую очередь душевным, духовным и честным по отношению не только к самому себе, а и к верующим. Когда все эти качества есть, люди это видят и отвечают взаимностью.

Не носите в сердце зло

— Сейчас очень сложное и неспокойное время. Дайте, пожалуйста, совет нашим читателям, как вести себя в минуты боли и отчаяния?

Ириней: — Всех, кто ко мне приходит, я благословляю и говорю: «Терпением вашим спасайте души ваши». Это в Евангелии записано. Нужно терпение, нужна молитва. Нельзя носить зло в сердце. Хоть немножко пусть будет в нем доброты. Просто доброты – к своим детям, соседям, близким. Мы все разные, и Господь терпит нас. Так почему же мы не должны терпеть друг друга?

Симеон: — Я думаю, что мы все вместе проходим какое-то большое испытание в жизни. И мы, как государство, его пройдем. Нужно брать пример с людей, которые ушли защищать свою страну и жертвуют самым дорогим – жизнью. В минуты горя и отчаяния нужно собрать волю в кулак и двигаться дальше. Каждый день нужно делать шаг вперед. Бог обязательно это увидит и поможет. Счастье — очень относительное понятие. Найдите время и придите в интернат для детей, больных ДЦП. Посмотрите, как они рисуют ногами и какая у них жажда к жизни. Потому что у них этого нет. У тебя все есть – руки, ноги, а ты еще почему-то скорбишь и жалуешься, что нет того и того? Поднимайся и действуй! На Бога надейся и сам не плошай.

Беседовала Елена Мисник

Фото Андрея Батозского

ДОСЬЕ «НМ»

Ириней (Иван Середний) родился 10 мая 1939 года в селе Столпин Корецкого района Ровенской области. Окончил Ленинградскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию. В разные годы был епископом Уфимским и Стерлитамакским, управляющим патриаршими приходами в Канаде и США, епископом Серпуховским, архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским, архиепископом Львовским и Дрогобычским, архиепископом Ровенским и Острожским. С 19 октября 1993 года служит на Днепропетровщине. 19 июня 2002 года возведен в сан митрополита Днепропетровского и Павлоградского.

Симеон (Олег Зинкевич) родился 5 мая 1979 года в Ленинграде. Окончил Волынскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В разные годы служил священником в Свято-Троицком кафедральном соборе Луцка, в соборе святого апостола Андрея Первозванного в Детройте (США), в Тернопольско-Кременецкой епархии, в Свято-Троицком духовном центре. 20 сентября 2009 года указом Святейшего Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета был назначен секретарем Киевской патриархии. Решением Священного Синода УПЦ КП от 21 октября 2009 года был избран и назначен епископом Днепропетровским и Павлоградским, с 13 декабря 2011 года именуется епископом Днепропетровским и Криворожским.

 

 

Поделиться:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также: