Аэропорт печали нашей, или Почему раньше летали люди, а сейчас кошельки

«Борис Филатов, кажется, много сэкономил. Новый аэропорт строить не
придется», — пошутил в Фейсбуке Генеральный прокурор Юрий Луценко после того, как поделился новостью о решении Хозяйственного суда по Днепровскому аэропорту.

Напомним, что суд обязал ПАО «Авиационная компания «Днеправиа» списать в пользу государства 94,5 процента акций. Если отбросить шутки в сторону, то это очень значимое решение для нашего города. Ведь Днепр практически лишен воздушных ворот. Если в советские годы Днепропетровский аэропорт обслуживал 70 рейсов в день, то сейчас – три. Ежегодно аэропорт теряет по 100 тысяч пассажиров. В прошлом году пассажиропоток снизился почти на 18 процентов, по сравнению с 2015-м.

Перелет из Днепра в столицу (аэропорт Борисполь) за 1583 гривни компания «Днеправиа» выставляет на сайте как очень выгодное предложение. Артем Хмельников, председатель бюджетной комиссии горсовета, советует не верить этой информации. По его словам, самый дешевый перелет из Днепровского аэропорта в столицу и обратно обойдется в шесть тысяч гривен при условии, что закажешь билеты заранее. Потому днепровские чиновники и бизнесмены предпочитают вылетать в Киев из Запорожья. Оттуда перелет в столицу и обратно будет стоить 2,5 тысячи гривен.

«КОШЕЛЬКАМ» МАРШРУТКИ НЕ НУЖНЫ
Здание аэропорта было построено в 1974 году. В то время я жила неподалеку – в военном городке. Аэровокзал был любимым местом прогулок детворы. Ведь какое это удовольствие – наблюдать за тем, как самолет поднимается в воздух, и мечтать о не-
изведанных странах! Правда, Днепропетровск в ту пору был закрытым городом и за границу не летали. Зато было авиасообщение со всеми республиками Советского Союза.

Аэропорт и днем, и ночью был битком набит пассажирами. Самолеты вылетали один за другим. Автобус №60 «Железнодорожный вокзал – аэропорт» ездил круглосуточно. В ту пору курсировали желтые «Икарусы» на 40 с лишним мест.

В 2004 году аэропорт реконструировали под международный. Появились таможенная и пограничная службы. Но международным он так и не стал. Хотя несколько лет назад из Днепропетровска можно было вылететь в Турцию, Германию, Голландию, Австрию, Италию, Испанию, Грецию и Египет. Увы, сейчас есть воздушное сообщение только с тремя странами.

Четыре раза в неделю вылетают рейсы в Тель-Авив (от 7800 гривен в одну сторону). С начала июня до конца сентября будет по одному рейсу в неделю в Батуми и Тбилиси (от 7370 гривен туда и обратно). Также в летний сезон раз в неделю будет вылет в Бургас (4270 гривен в одну сторону). Информацию о ценах на перелеты предоставили по телефонам работники касс «Днеправиа».

В вечернее время водители маршруток №60 и 109 не хотят ехать в сторону аэропорта, чтобы не возвращаться порожняком. Кстати, я ежедневно езжу по этому маршруту и ни разу не встречала пассажира с багажом, направляющегося в аэропорт. Работники «Днеправиа» по этому поводу шутят:

«Раньше летали люди, а теперь кошельки».

Им наши маршрутки, конечно, не нужны. Но, как видите, «кошельки» не очень жалуют воздушные ворота Днепра из-за ограниченности предложений.

ДЖАЗ И ФУТБОЛ СЮДА НЕ ДОЛЕТАЮТ
Из-за отсутствия нормального терминала город теряет инвестиции.

«Я контактирую со многими представленными в нашем городе крупными международными компаниями, в которых работают иностранцы, — рассказывает
Артем Хмельников. – И они говорят, что цены небывалые. А чтобы долететь до какого-то европейского города, нужно сделать три, а то и четыре пересадки. Это очень усложняет бизнес-климат в городе».

Не хотят приезжать в Днепр и известные артисты. Один из недавних примеров. На фестиваль «Джаз на Днепре», который пройдет в июле этого года, организаторы приглашали обладательницу двух премий «Грэмми» американку ДиДи Бриджуотер. Однако 66-летняя джаз-дива отказалась лететь в Днепр с четырьмя пересадками. Она сказала:

«Постройте приличный терминал, тогда и прилечу».

Отсутствие нормального авиасообщения не позволяет пригласить на фестиваль и европейских звезд джаза.

Народный депутат и экс-мэр Иван Куличенко считает, что Днепропетровщина пока еще остается среди лидеров по привлеченным инвестициям исключительно благодаря наработкам минувших лет. Новые инвесторы сюда попросту не долетают.

— Если аэропорт будет работать так, как сегодня, Днепр превратится в уездный город, — говорит он. — Мы не можем конкурировать с Одессой или Львовом по туризму, а по бизнес-туризму, развитию промышленности, выставочной деятельности, деловой жизни — можем. Аэропортом нужно заниматься. Там есть часть государственной собственности – взлетно-посадочная полоса. Есть государственное предприятие, которое занимается управлением полетами. Так что технические вопросы могут быть решены. А вот куда людей завести, как сделать
открытым воздушное пространство и чтобы сюда летали лоукосты, — эти вопросы нужно решать сегодня.

Из-за аэропорта исполком УЕФА отказал в проведении в Днепропетровске матчей финального турнира чемпионата по футболу Евро-2012. Никто тогда не смог дать гарантий, что воздушные ворота города будут готовы к приему зарубежных гостей. Вылетели в воздух миллионы гривен бюджетных денег, потраченных на подготовку к
Евро. Не меньшие суммы потратили и частные инвесторы, которые вложили средства в строительство гостиниц под еврочемпионат.

КОММУНАЛЬНЫЙ ТЕРМИНАЛ ОТКРОЕТ ДНЕПРЯНАМ НЕБО
В феврале этого года группа депутатов Днепровского горсовета разработала проект решения «О создании коммунального предприятия «Днепровский аэропорт».

Идея проекта продиктована потребностью города и горожан, — говорит Артем Хмельников, один из авторов проекта. – Из нашего аэропорта летают самолеты только двух авиакомпаний – МАУ и «Днеправиа». Все остальные делают максимум по одному перелету.

Создание коммунального предприятия – только первый, организационный шаг. В перспективе городская власть планирует инициировать строительство нового терминала. Оценить стоимость проекта, пока не готово технико-экономическое обоснование, крайне сложно. Участок земли, где его возведут, может быть на расстоянии нескольких сотен метров от здания аэропорта.

— Рядом с аэропортом есть участки государственной земли ЮМЗ и агроуниверситета,
— говорит Вячеслав Мишалов, секретарь горсовета. – На них можно построить терминал №2. Главное, чтобы рядом была взлетно-посадочная полоса. В здание аэропорта и обратно пассажиров можно подвозить автобусами.

Для строительства могут быть привлечены средства инвесторов и финансовых учреждений.

«Я – не сторонник того, чтобы терминал строился за бюджетные средства, — говорит Артем Хмельников. – Максимум, что может город на сегодняшний день, – заказать технико-экономическое обоснование и на его базе проект. И уже с этим проектом приходить к инвестору. Это могут быть и финансовые учреждения, такие как Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк».

Кредитные средства таких организаций можно сравнить с инвестициями, ибо их стоимость – 1,5–2 процента в год, что на порядок ниже, чем в обычных банках. Каким же должен быть новый коммунальный терминал, чтобы им могли пользоваться обычные днепряне?

Есть известный принцип – открытое небо. Аэропорт должен быть площадкой, на которую сможет зайти любая авиакомпания, получившая необходимые разрешения на территории Украины. Принцип открытого неба предполагает, что если любой лоукост захочет прийти в Днепр, для него будет зеленый свет. Захочет прийти любая международная трансавиакомпания, будь-то турки, немцы, американцы или австрийцы – пожалуйста. Правила для всех, как и плата за работу с данным
аэропортом, должны быть общие. При этом плата за обслуживание должна быть минимальной по всем экономическим расчетам.

Для Днепровского аэропорта лоукосты, популярные у средних слоев населения, пока невидаль. Лоукост — это бюджетная авиакомпания, экономящая на дополнительных услугах во время полета, таких как питание и норма бесплатного багажа, и за счет этого предлагающая более низкие цены на авиаперевозки. В дословном переводе с английского Low — «низкий», а Cost — «стоимость». Почему же бюджетные самолеты сюда не залетают?

— Самое важное для лоукостов – цена обслуживания, — поясняет Вячеслав Мишалов. – Это сколько стоит заправить самолет, сколько облить противообледенительной жидкостью, сколько доставить пассажиров через терминал и обратно, сколько стоит аренда стойки и офиса и прочее.

Естественно, дотировать из бюджета новый терминал не будут. Он должен получать прибыль.

«Мы создаем новую коммунальную структуру потому, что, во-первых, город должен инициировать этот процесс. Во-вторых, функции оператора должен взять на себя муниципалитет. Правила для авиаперевозчиков и цены за пользование терминалом будет устанавливать коммунальное предприятие и контролировать городская власть. Наша задача, чтобы горожане пользовались качественными и дешевыми перелетами как по Украине, так и за рубеж», — заявил Артем Хмельников.

ПОКУПАТЕЛЬ НЕ ВЫПОЛНЯЛ ДОГОВОР
Пока проект решения «О создании КП «Днепропетровский аэропорт» Днепровского горсовета» ждет очередной сессии городского совета, подоспело решение Хозяйственного суда.

«Благодаря принципиальной позиции прокуратуры области решением Хозяйственного суда Днепропетровской области удовлетворен иск Фонда государственного имущества Украины о разрыве договора купли-продажи пакета акций ПАО «Днеправиа» и возвращении их государству», — говорится в сообщении пресс-службы облпрокуратуры от 30 марта.

В августе 2009 года между Фондом госимущества и ООО «Галтера» был составлен договор купли-продажи пакета акций ОАО «Авиационная компания «Днеправиа» в количестве почти 112 миллионов штук простых именных акций. Это составляет более
94,5 процента уставного капитала номинальной стоимостью почти 28 миллионов гривен. Пакет акций был тогда продан за 59,017 миллиона гривен при стартовой цене 58,415 миллиона.

После приватизации владельцем авиакомпании через ООО «Галтера» стала финансово-промышленная группа «Приват» (совладелец олигарх Игорь
Коломойский).

«Общество с ограниченной ответственностью не выполнило пункты договора и концепции послеприватизационного развития ОАО «АК «Днеправиа» по передаче государству искусственной взлетно-посадочной полосы площадью 2680 х 44 кв. метра, радиомаячной системы и земельных участков, на которых они расположены, для создания на их базе государственного предприятия, — сообщает областная прокуратура. – А также не оплатило сумму инвестиций в размере 739 млн грн. В связи с этим прокуратура Днепропетровской области выступила в деле по защите интересов
государства».

Искусственная взлетно-посадочная полоса нашего аэропорта, которая принадлежит государству и до сих пор не передана с баланса «Днеправиа»,– отдельная тема. Ее можно сравнить разве что с дорогой на Кривой Рог. Для нормального функционирования аэропорта нужно реконструировать имеющуюся взлетно-посадочную полосу и построить еще одну. По мнению специалистов, для этого можно привлечь как государственные средства, так и деньги инвесторов.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – НАЕЗД НА ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
Отношение днепрян к решению Хозяйственного суда неоднозначное. Одни видят в нем перспективу оживить ситуацию в Днепровском аэропорту, другие – наезд на частную собственность.

«То, как в Украине отбирают частную собственность, будь то банк или аэропорт, ничего, кроме досады, вызвать не может, — написал в Фейсбуке журналист Борис Брагинский. — Ведь если правительство сумело легко отжать имущество у олигарха, то простые смертные тем более не защищены. И ваш садовый домик или квартира точно так же могут стать добычей даже не государства — обычных жуликов».

Секретарь городского совета Вячеслав Мишалов вспоминает английское право:

«Частная собственность неприкосновенна. Решение Хозяйственного суда вносит ложку дегтя в инвестиционную привлекательность страны. Любой инвестор понимает, что через какое-то время может попасть в подобную ситуацию. То есть мы создаем
прецеденты, которые нам потом будут вредить. Нельзя забирать собственность. Были акции, которые выкупили. А обязательства, которые были даны, – очень зыбкая почва. Их можно по-разному трактовать».

Он считает, что целесообразнее было выкупить аэропорт у собственника, а не вгонять ситуацию в так называемый юридический клинч. Ведь вслед за решением Хозяйственного суда будет апелляция, кассация и так далее.

«Я не удивлюсь, если у нас завтра закроется аэропорт», — говорит
Мишалов.

Есть и другое мнение. После того как Генеральный прокурор разместил в Фейсбуке информацию о решении суда, Артем Хмельников сделал перепост и написал:

«Отлично. Аэропорту быть!»

Оказалось, что это не было просто эмоциональным порывом.

«Считаю, что если частный инвестор в процессе приватизации не выполнил своих инвестиционных обязательств и оказался неэффективным, государство может взять ответственность на себя и национализировать этот объект, — говорит он. – Ожидаю, что государство пойдет навстречу людям. Ведь аэропорт – инфраструктурный проект, который должен работать для города и для людей. Важно, как государство потом поступит с национализированным аэропортом».

ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ «ДНЕПРАВИА»

«Желаем вам приятных полетов с «Днеправиа»! — этими словами заканчивается официальное сообщение на сайте компании по поводу решения Хозяйственного суда.

«Указанное решение суда первой инстанции вступило в законную силу и подлежит апелляционному обжалованию как незаконное и противоправное. Все органы управления ПАО «АК «Днеправиа» продолжают в текущем режиме выполнять свои
функции и полномочия согласно уставным документам авиакомпании, — говорится в сообщении. — Ответственно заявляем, что мы выполняем и в дальнейшем будем выполнять свои обязательства перед нашими клиентами, касающиеся перевозки пассажиров, груза и багажа, а также все свои обязательства, ксающиеся обслуживания воздушных судов, обеспечения авиационной безопасности, взаимодействия с государственными и международными организациями».

Под этим сообщением очень интересные комментарии.

«Наконец-то вас национализировали. Т…ри, из-за вас Днепр превратился в закрытый город, самолеты, кроме Киева, никуда не летают! Вы губите гостиничный бизнес нашего города», — написал Михаил.

«Половину авиарейсов отменили. Три направления. Просто ужас. Может, власть поменяется, уберут «лишних» и откроют направления, которые закрыли. И, вообще, сделают нормальный аэропорт».

Как видите, горожанам, в общем-то, все равно, кому будут принадлежать воздушные ворота города – государству, городу или частному лицу. Для нас главное, чтобы можно было по приемлемой цене улететь в нужную точку Украины и за рубеж. Важно, что-бы снова на самолетах летали люди, а не кошельки.

Елена Мисник

Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *