Известный артист и каскадер Борис Лазаров «работал»… кучером у Владимира Высоцкого

Заслуженный артист и известный каскадер Борис Лазаров в эксклюзивном интервью «НМ» рассказал о специфике работы с лошадьми, главных секретах джигитовки и как катал Владимира Высоцкого в золотой карете.

Пообщаться с Борисом Майрановичем я мечтала давно. Впервые увидела его выступление по телевизору в начале девяностых. От того, что происходило на манеже цирка, нельзя было глаз оторвать. Посмотреть потрясающий номер вживую посчастливилось только сейчас. На гастроли в Днепр всемирно известный артист приехал после 25-летнего перерыва. За это время многое изменилось: Лазаров работает в Минске, живет в Юрмале… Впрочем, обо всем по порядку.

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ДЕТЕЙ И ОДИН АРТИСТ
Гость нашего города родом из Северной Осетии. До того как семья переехала из Урсдона в Беслан, девятилетний парень уже ездил на лошади, как настоящий джигит.

— Даже не помню, когда отец впервые посадил меня в седло, хорошо ходить еще точно не умел, — вспоминает мой собеседник. – На Кавказе это дело обычное. В Беслане я начал заниматься конным спортом в ДЮСШ. Там меня и увидел руководитель знаменитой труппы Нугзарова. Он убедил родителей в том, что я должен выступать в цирке. В семье нас было пятнадцать, я – тринадцатый. Но отец все время шутил: «У меня четырнадцать детей и один артист». А мне всегда казалось, будто я на манеже вырос. Под руководством Казбека Борисовича, а позже и его сына, я отработал до 1975 года. Потом судьба свела меня с Владимиром Семеновичем.

КУЧЕР ДЛЯ ВЫСОЦКОГО
Служба в кавалерийском киносъемочном полку помогла Борису Лазарову освоить профессию каскадера, познакомиться с уникальными людьми.
Свои каскадерские роли он сыграл в художественных фильмах «Бег», «Соль земли», «Крестьянский сын» и многих других. Когда в 1975 году начались съемки кинокартины режиссера Александр Митты «Арап Петра Великого», понадобился человек, умеющий запрягать и управлять четверкой лошадей. Так во время съемок Лазаров и стал кучером Владимира Высоцкого, который исполнял роль Ибрагима Ганнибала.

– На съемочной площадке мы работали вместе почти три месяца, я катал его в золотой карете, — вспоминает мой собеседник. — Это был потрясающий человек. Простой, скромный, увлеченный своим делом. Его все уважали, ценили за откровенность, за то, что он относился к себе чрезвычайно требовательно, за умение анализировать ситуацию и себя…
Кстати, именно во время этих съемок Высоцкий признался коллегам, что считает себя артистом посредственным, что не его это профессия по натуре. И что прекрасен Гамлет в его исполнении не потому, что он замечательный артист, а потому, что Гамлет. И что играть-то ему было нечего, ведь на самом деле играл себя. А многие роли у него идут за счет попадания в его нутро. Согласитесь, на такую аналитику и самооценку после массы успешных спектаклей и ролей в кино только очень сильная личность способна. Неординарная!

Борис Лазаров вспомнил, как однажды прокатил Высоцкого «не по плану». Пока все суетились на съемочной площадке, тот попросил своего кучера об услуге – сгонять до ближайшего гастронома за чекушкой коньяку. Решение возникло спонтанно, как реакция на определенные проблемы и настроения… Сейчас можно только представить удивление прохожих при виде золотой кареты с царским кучером и чумазым господином внутри…
А еще Лазарова с Высоцким объединила страсть к лошадям. Борис Майранович много раз видел его в цирке сначала на выступлениях Нугзаровых, а потом и своих. Присутствие Владимира Семеновича всегда ассоциировалось у него с песней «Кони привередливые»…

ВЕЧЕРНИЦЫ ЗАПОРОЖСКИХ КОЗАКОВ
Собственный номер Борис Лазаров создал более сорока лет назад, дебют состоялся в Рижском цирке. Здесь он работал в одной программе с днепропетровской артисткой Ларисой Еловских, познакомился с известным дрессировщиком, генеральным директором Национального цирка Украины Владимиром Шевченко. Он и предложил ему сотрудничество с украинским коллективом. Вместе создали шедевральный номер «Запорожская Сечь» — «Вечерницы всадников».

— Владимир Дмитриевич был легендарной личностью, мы очень дружили, проработали вместе 17 лет и 7 месяцев, — говорит Борис Майранович. – С номером «Запорожская Сечь» объездили многие страны, не раз выступали во Франции, Америке, Испании, Италии, Японии… А как душевно нас встречали в Канаде, Аргентине! Там большие украинские диаспоры, и все, что связано с родной землей, для них дорого. В Буэнос-Айресе я сфотографировался возле памятника Тарасу Шевченко, который открыли на деньги диаспоры… До сих пор вспоминаю, как после представлений нас ожидало огромное количество людей, чтобы пообщаться, пригласить в гости, вручить сувенир… От такого теплого приема, внимания и заботы мы чувствовали себя настоящими украинцами, запорожскими казаками, хотя по национальности ни одного украинца в моей труппе не было. Но для артиста это не важно, не зря нас называют людьми мира. К сожалению, сейчас Украина переживает очень сложный период. Я искренне желаю вам мирного неба и процветания.

МИНСК & ЮРМАЛА
Сегодня в Днепре коллектив под руководством Бориса Лазарова демонстрирует потрясающий номер «Белорусские наездники». Название неслучайное. Девятнадцать лет назад во время гастролей в Минске интересные идеи артиста по постановке новых номеров оценили в Белцирке и пригласили в штат. Вместе с тогдашним директором Татьяной Бондарчук поставили номер «Белорусские наездники», завоевавший множество призов на престижных международных конкурсах. Зрители нашего города уже успели оценить безукоризненное исполнение сложнейших конно-акробатических трюков на несущихся по арене скакунах. Зрелище просто завораживает своим мастерством. Вместе с Борисом Лазаровым зрителям дарит праздник его семья – жена Татьяна, оба сына Руслан и Сергей, невестка Валерия, старший внук Алан. К слову, когда Руслан был маленьким, ему нашлась роль в фильме «Рассмешите клоуна», где он снялся вместе с родителями.
Татьяна пришла в цирк из спортивной гимнастики, имея звание мастера спорта и многократной чемпионки Латвии. Борис тогда готовил свой номер и искал наездницу с хорошей спортивной подготовкой. То, что ему нужна именно эта девушка, понял сразу и убедил попробовать репетировать. С тех пор 40 лет вместе.

СЕКРЕТЫ ДЖИГИТА
О своих питомцах Борис Майранович может рассказывать часами. В Днепр он привез семь лошадей, трех верблюдов и двух лам. Для цирка выбирает только жеребцов с двухлетнего возраста.

— Со своими артистами, а они достойны этого звания, я устанавливаю контакт через сухарь и сахар, эти лакомства всегда при себе ношу, — делится секретами Борис Майранович. — Лошади — удивительные, тонко организованные существа, чем больше их узнаю, тем больше восхищаюсь. Так, одна из моих лошадок, если поругаешь, забивалась в угол и у нее по-настоящему текли слезы. Но зато когда похвалишь, радости не было предела. Кстати, лошади в цирке живут дольше всего. Если в спорте до 12 лет, то моему Тимтонику уже 24. Когда придет время проститься с ареной, традиционно пристрою его в хорошее место. Это принципиально. Также принципиально при дрессуре использую только стек-палочку, никаких арканов, кнутов.

Безусловно, наиболее зрелищный номер новой цирковой программы, которая сейчас идет в Днепровском цирке, — джигитовка. В восторге зрители и от дрессированных верблюдов. Роль наездницы со сложнейшими акробатическими элементами выполняет Татьяна. А вообще взаимодействие в одном цирковом номере животных разных континентов — зрелище очень необычное и динамичное. Демонстрировать его могут лишь настоящие мастера, артисты с мировым именем. Лазаровых заслуженно считают именно такими.

Юлия Бабенко, фото автора

Поделиться:
Категории:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также: