КБ «Южное» задействовано в создании второго в человеческой истории суборбитального самолета SpaceShipOne

У Пола Аллена, одного из основателей Microsoft и финансиста создания второго в человеческой истории суборбитального самолета SpaceShipOne, новые планы по применению своего детища. Посильную помощь в этом ему уже оказывает днепровское КБ «Южное».

Все большая миниатюризация электроники позволяет с оптимизмом взглянуть на запуски ракет с помощью авиационно-космических систем (АКС), когда ракета стартует не с Земли, а отделяется от поднявшего ее в небо самолета. Такой способ выведения спутников на орбиту получил название «Воздушный старт».

Несмотря на многочисленные проекты, доказавшие возможность такой доставки спутников на околоземную орбиту, на сегодняшний день в мире существует лишь одна действующая АКС. Это крылатая ракета-носитель легкого класса Pegasus XL — ее выводит на орбиту переоборудованный для этих целей пассажирский самолет Lockheed L-1011 Stargazer. Принадлежат они американской корпорации Orbital ATK.

Возможности этой системы ограничиваются выведением на низкую околоземную орбиту аппаратов массой не более 443 кг. Тогда как большинство телекоммуникационных спутников или аппаратов дистанционного зондирования Земли либо весят больше, либо требуют более высоких орбит.

Stargazer и Pegasus стартовали уже 43 раза. Последний запуск состоялся в декабре 2016-го с мыса Канаверал. АКС успешно вывела на орбиту восемь аппаратов глобальной спутниковой системы навигации циклонов (Cyclone Global Navigation Satellite System, CYGNSS), разработанной по заказу НАСА для улучшения прогнозирования тропических ураганов.

Украинские и российские специалисты неоднократно предлагали использовать для запуска спутников тяжелые транспортные самолеты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрія» производства АНТК «Антонов». Еще в прошлом десятилетии бывший генконструктор КБ «Южное» Станислав Конюхов говорил о том, что «Воздушный старт» может стать самой масштабной разработкой Украины на ближайшую перспективу.

«Географические особенности Украины не позволяют стране иметь свой космодром, поскольку отработавшие ступени ракет падали бы на густозаселенные территории. Однако Украина могла бы иметь полный цикл космических услуг, запуская свои ракеты над океаном», — утверждал прославленный конструктор.

Совладелец Microsoft и второго в истории суборбитального самолета SpaceShipOne Пол Аллен предпочел космическим туристам спутники

Для этого в Ан-124 могли бы поместить ракету весом 60—70 т и спутник до 1 т. Запускать носитель планировали с высоты 11—12 км с помощью парашютной системы и запуска ракетных двигателей, которые и вывели бы на орбиту полезную нагрузку.

Одно время этот проект рассматривали как весьма серьезную альтернативу наземным стартам легких носителей. Под него даже создали совместное предприятие, куда с российской стороны вошли корпорация «Энергия», НПЦ им. Пилюгина, КБ «Химавтоматика» и авиакомпания «Полет», а с украинской — АНТК «Антонов».

«Полет» арендовал у российских ВВС четыре «Руслана», а разработчик самолетов АНТК «Антонов» изучал возможность их использования в АКС, установив, в частности, что парашютные системы невозможно применить из-за больших вибраций, опасных для самолета. Поэтому ракета должна была запускаться с помощью минометного старта.

Начать такие запуски участники СП планировали уже с 2005 г. и через 2,5—3 года выйти на самоокупаемость. Для достижения максимальной грузоподъемности ракеты рассматривалась возможность создания коммерческого космопорта в Индонезии — на экваториальном острове Биак на базе аэродрома Frans Kaisiepо.

Однако «Воздушный старт» с помощью Ан-124 так и не был реализован то ли по политическим, то ли по финансовым причинам. И был прекращен, когда авиакомпания «Полет» не смогла выплатить военным полную стоимость арендной платы транспортных самолетов.

Тем не менее интерес к АКС остается и будет только расти, поскольку электроника, выводимая на орбиту, становится все более миниатюрной, а на рынке космических услуг появляются игроки, которые не страдают от отсутствия денег.

По данным «2000», днепровское КБ «Южное» ведет переговоры по созданию легких ракет-носителей для воздушного старта сразу с двумя потенциальными заказчиками — британской компанией Orbital Access и американской Vulcan Aerospace. Помимо этого, им предлагают комплектовать свои ракеты украинскими двигателями.

Прорабатывается одновременно несколько вариантов перспективных ракет легкого класса как с имеющимися, так и с проектируемыми двигателями РД-835 и РД-870 — для первых ступеней. Верхние ступени предполагается создавать с использованием двигателей РД-809К и РД-861К (на базе агрегатов третьей ступени «Циклон-4»).

Orbital Access в 2015-м получила грант Британского космического агентства на 250 тыс. британских фунтов, предложив наилучшую дорожную карту развития в этой стране авиакосмических технологий до 2030 г. Она предполагает в том числе создание АКС, способных выводить на любые орбиты спутники массой не более 500—600 кг.

Партнеры Orbital Access в этом проекте — британская оборонная и аэрокосмическая корпорация BAE Systems, а также профильные факультеты технических вузов.

Vulcan Aerospace — гораздо более известная компания в узких кругах энтузиастов освоения космоса. Ее основателем и одним из двух главных управляющих директоров является партнер Билла Гейтса по Microsoft Пол Аллен, который заслужил репутацию одного из главных двигателей частной космической инициативы в мире.

Именно г-н Аллен профинансировал строительство суборбитального космического корабля SpaceShipOne и самолета для его выведения — White Knight («Белый рыцарь»), который в 2004 г. менее чем за неделю дважды вывел в космическое пространство пилотируемый корабль. Таким образом он завоевал приз Ansari X-Prize стоимостью $10 млн., утвержденный для популяризации космических технологий.

Впоследствии известный британский бизнесмен Ричард Брэнсон приобрел лицензию на использование технологий SpaceShipOne для космического туризма и заказал компании Scaled Composites Берта Рута (построившей SpaceShipOne) усовершенствованный вариант челнока — SpaceShipTwo, с помощью которого суборбитальные полеты должны стать более доступными.

Пока космический туризм не приобрел широкого распространения. Отчасти из-за своей дороговизны. Достаточно сказать, что шесть секунд на орбите в состоянии невесомости обойдутся «путешественнику» в $200 тыс.

К тому же в октябре 2014-го усовершенствованный челнок SpaceShipTwo потерпел крушение во время испытаний над пустыней Мохаве в Южной Калифорнии. Один пилот погиб, второй катапультировался, но получил тяжелые травмы. А это еще раз доказывает, что космический туризм — не только дорогое, но и опасное занятие.

Куда более полезным и коммерчески выгодным применением суборбитальных кораблей может стать использование White Knight в качестве первой ступени АКС с выведением на орбиту дорогостоящих спутников.

Об этом, в частности, говорится в одном из последних пресс-релизов Vulcan Aerospace, размещенных на сайте компании. В октябре прошлого года одна из «дочек» Vulcan Aerospace, учрежденная Полом Алленом и Бертом Рутом, — Stratolaunch Systems договорилась о партнерстве с Orbital ATK. Последняя, как мы уже говорили, является владельцем АКС Pegasus XL и производителем грузовой РН Antares, основную конструкцию первой ступени для которой спроектировало КБ «Южное», а собирают на «Южмаше».

Соглашение между Orbital ATK и Stratolaunch Systems предусматривает поставку последней нескольких экземпляров РН Pegasus XL и адаптацию ее для запусков с помощью White Knight.

При этом, убежден президент группы «Воздушные системы» в Orbital ATK Скотт Лер, соглашение со Stratolaunch Systems — только первый шаг в долгосрочном партнерстве, которое позволит обеспечить инновационные и экономические варианты для коммерческих клиентов пусковых услуг.

К таковым безусловно относится прежде всего удешевление стоимости выведения полезной нагрузки. Этого можно достичь за счет увеличения грузоподъемности ракеты по сравнению с имеющейся у Pegasus XL. Судя по всему, именно эту задачу Orbital ATK и предложило решить своему украинскому партнеру.

Ярослав Дмитренко

Источник: www.2000.ua

Поделиться:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также:

    Этим летом на месте заброшенного Зеленого театра в парке им. Шевченко появится экспериментальная Сцена. Там любой желающий сможет свободно отыграть…

    04.05.2017
    77
    Анна Заикина

    В Советском Союзе этот процесс считали чем-то сродни средневековым пыткам. Полиграфолога изображали в виде злобного фашиста, который обвешивал датчиками несчастного…

    11.03.2017
    46
    Анна Заикина

    Дорогою до свого друга межівський різьбяр Олександр Каверін розписує: — Будинок Володимира Чорного схожий на музей, ви такого ще не…

    11.03.2017
    130
    Анна Заикина

    Автомобиль осторожно пробирается по межевской дороге, проваливаясь в ямы и подпрыгивая на ледяных кочках… Ну, вы и сами знаете –…

    01.03.2017
    186
    Анна Заикина