Проверка на дорогах

%d1%84%d0%bb

Мэры Днепра и Винницы изучили литовский опыт контроля качества при строительстве и ремонте автомагистралей.

Государственное предприятие по надзору за качеством дорог в Литве насчитывает 108 сотрудников, 86 процентов из которых с высшим образованием. Это на порядок меньше, чем в каком-нибудь среднестатистическом НИИ. Однако специального оборудования на этот маленький коллектив закуплено аж на 6 миллионов евро. А все ради того, чтобы литовские дороги были гладкими и служили как можно дольше.

%d1%84%d0%bb2

Ни один кубометр асфальтовой смеси, которая используется при строительстве новых или ремонте старых дорожных покрытий в Литве, не остается бесконтрольным. Качество дорог – задача государственной важности, поэтому и занимается контролем качества государственное предприятие. Определить содержание битума в асфальтовой смеси здесь могут с точностью до сотых долей процента. Но не только этот важнейший показатель подвергается регулярной проверке. Водопроницаемость щебня, песка и гравия, доля глинистых примесей, склонность уложенного асфальта к истиранию, продавливанию, растрескиванию и десятки других параметров постоянно мониторят специалисты предприятия.

%d1%84%d0%bb3

Мэр Днепра Борис Филатов и его коллега из Винницы Сергей Моргунов внимательно изучили опыт литовских дорожников. Особенно украинцев впечатлил многоступенчатый государственный контроль качества дорожных работ. Вначале производится так называемый входной контроль применяемых материалов – от битума до песка включительно. Уже на этом этапе исключается использование некачественных составляющих. Тот же битум, будь это даже фирменная продукция из Швеции, проверяется на наличие посторонних примесей, вязкость, текучесть, способность к адгезии и так далее.

%d1%84%d0%bb4

Мало того, уже из уложенного асфальтового покрытия вырезаются образцы, которые впоследствии подвергаются различным испытаниям – от определения предела прочности на сжатие и изгиб до допустимого количества циклов замораживания-размораживания в климатической камере.

Директор государственного предприятия Римантас Яреминас подчеркнул, что при обнаружении брака, хотя такие случаи крайне редки, подрядчик устраняет недостатки за свой счет. Кроме того, информация о бракоделах заносится в компьютер, и шансы получить государственный или муниципальный заказ в дальнейшем у таких подрядчиков резко падают.

Когда литовцы закупали импортное лабораторное оборудование, преимущественно произведенное в ФРГ, то и технологии лабораторных проверок заимствовали немецкие. Правда, вскоре выяснилось, что эти передовые технологии на постсоветском пространстве нуждаются в усовершенствовании. Так, в Германии перед ремонтом старой дороги специалистам и в голову не придет проверять толщину щебневой подушки. Раз в проекте написано, например, 300 миллиметров, значит, так и есть на самом деле. Но ведь многие литовские дороги строились еще в эпоху развитого социализма, когда приписки были обычной практикой. Поэтому всестороннее исследование изношенного полотна перед реконструкцией стало обязательной процедурой.

Но в целом литовские дорожники уже давно перешли от расплывчатых ГОСТов к строгим стандартам ЕС, созданным на базе немецких индустриальных норм. Даже второстепенные дороги, не говоря уже о скоростных магистралях, опираются на многослойные фундаменты глубиной 800 мм и более.

В ходе встречи с мэром Вильнюса Ремигиюсом Шимашюсом Борис Филатов и Сергей Моргунов обсудили проблемы городского развития. Оказалось, главу столицы Литвы состояние городских дорог не слишком-то и беспокоит. В этом смысле удалось навести относительный порядок. Другое дело – нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. Так, в 550-тысячном Вильнюсе в очереди на устройство ребенка в садик значатся около трех тысяч семей. И пока в мэрии ломают голову, где взять деньги на строительство новых заведений, найдено нестандартное решение. Очередникам предлагают получить субсидию — 100 евро в месяц на ребенка, но при этом добровольно отказаться от места в муниципальном детсаду. Альтернативный – частный стоит около 200 евро в месяц. Таким образом город наполовину субсидирует расходы родителей. Частных детсадов в Вильнюсе уже больше сотни. В последнее время они стали открываться на нижних этажах крупных бизнес-центров, что создает дополнительные удобства работающим родителям.

Поездка во второй по величине город Литвы – Каунас, кроме прочего, была интересной и тем, что наряду с мэром Каунаса Висвалдасом Матийошайтисом украинских гостей встречал знаменитый баскетболист, чемпион мира, Европы и Олимпийских игр 1988 года 52-летний Арвидас Сабонис. Мэры Днепра и Винницы не упустили возможности сфотографироваться с живой легендой.

Примечательно, что Сабонис, сделавший после распада СССР успешную карьеру на Западе, после ухода из большого спорта вернулся в родной Каунас, где занимается бизнесом. Мэр Висвалдас Матийошайтис также бизнесмен, причем не бывший. По литовскому законодательству, победивший на выборах мэр не обязан продавать акции предприятий, которыми владел, или переписывать бизнес на родственников. Он не считается госслужащим, в отношении которых законодательство гораздо строже.

— Конечно, если я, например, хозяин дорожной компании, которая будет один за другим выигрывать тендеры на ремонт местных дорог, горожане меня не поймут. Но никто не запрещает лично мэру владеть магазином, пекарней или отелем. Главное – не допускать конфликта интересов, — признался мэр Каунаса.

Сотрудники мэрии, не имеющие собственного бизнеса, тоже достаточно мотивированы. Средняя их зарплата – тысяча евро в месяц – считается в Литве вполне приличной.

Ознакомились украинцы и с одной из крупнейших крытых спортивных арен Европы, которая принадлежит баскетбольному клубу «Жальгирис». Под куполом стадиона-трансформера могут разместиться от 15,5 до 21,5 тысячи человек. Как минимум 140 дней в году на огромной арене проводятся игры, концерты, выставки. Культурно-спортивная жизнь 300-тысячного города бьет ключом. А годовой бюджет баскетбольной команды – 8 миллионов евро – имеет надежный источник пополнения.

Но опыт Каунаса был интересен не только спортивными достижениями. Муниципалитет этого города свыше 30 процентов тепла получает за счет сжигания дров. Дровяные котельные позволили снизить себестоимость тепла и горячей воды в несколько раз. Теперь дорогостоящий российский газ применяется лишь в критических случаях, когда температура воздуха опускается ниже минус 15 градусов.

Интересен также опыт реконструкции каунасских дорог с помощью немецкой установки «Ремиксер», позволивший в разы снизить затраты на восстановление асфальтового покрытия. Самоходный комплекс немецкого производства, длина которого в сборе достигает ста с лишним метров, подрезает верхний слой старого асфальта, измельчает его, подогревает, обогащает специальными «омолаживающими» присадками, укладывает на дорожное полотно, прикатывает и на это выровненное основание укладывает сверху 25-миллиметровый слой свежего асфальта. После такого «ремикса» дорога выглядит, как новая, и служит еще минимум семь лет. Все бы ничего, но стоит такое чудо техники два миллиона евро.

Ну а самой главной сенсацией для украинцев в Каунасе стало посещение комплекса асфальтовых заводов, принадлежащих совместному литовско-польско-испанскому предприятию «КауноТилтай», входящему в транснациональную корпорацию «Тракция». Буквально нашпигованное современным оборудованием предприятие способно производить до 480 тонн высококачественного асфальта в час. Внутренний контроль качества производимой продукции очень строг. По крайней мере, в каунасской заводской лаборатории украинцы увидели те же приборы, что и на госпредприятии в Вильнюсе.

Чтобы лучше понять, насколько мощным потенциалом располагают литовские дорожники, отметим, что всего за сутки комплекс способен выработать количество асфальта, достаточное для прокладки 12 километров дороги стандартной семиметровой ширины! 30-тонный грузовик наполняется свежеприготовленным асфальтом ровно за 30 секунд.

Огромный запас производственных мощностей позволяет каунасским дорожникам работать не только в своем городе, но и в других населенных пунктах страны и даже за границей. В Вильнюсе можно было увидеть, как готовится к сдаче пятикилометровый участок шестиполосной объездной дороги, построенной всего за год и три месяца. Строительство включило в себя не только дорожное полотно, но и прокладку всех коммуникаций, в том числе газопровод, установку осветительных мачт со сверхэкономичными LED-лампами и высадку деревьев.

Еще одна удивительная особенность. На объездной магистрали были видны путепроводы, к которым не вела ни одна дорога. Что за наваждение? Оказалось, это будущие пересечения основной трассы с перспективными направлениями, по которым будут проложены дороги черед год, два или пять лет. Виадуки же возводятся впрок, чтобы впоследствии не ограничивать движение на объездной.

В ходе переговоров с руководством компании «КауноТилтай» и корпорации «Тракция» мэры Днепра и Винницы Борис Филатов и Сергей Моргунов достигли предварительной договоренности о возможности работы литовских дорожников в Украине. В частности, литовцы готовы уже в следующем году построить в Днепре современный завод, способный производить до 140 тонн асфальтобетона в час.

Заинтересованность в освоении украинского рынка высказал директор по развитию «Тракции» Роландас Рекашюс. Мэр Днепра Борис Филатов отметил, что, если удастся вовремя принять городской бюджет и пройти соответствующие тендерные процедуры, дороги Днепра могут кардинально улучшиться.

Литовский опыт контроля дорожного строительства и ремонта, позволивший небольшой стране за короткое время достичь европейского уровня, очень ценен для нашего города, жители которого мечтают построить Европу у себя дома.

Борис БРАГИНСКИЙ.

 

Добавить комментарий