Секреты Днепровской набережной

%d0%bd%d0%b0%d0%b1Осенняя набережная Днепра. Такой я ее люблю — притихшей и малолюдной. Лето совершенно не располагает к долгим неспешным прогулкам, на шумной набережной не протолкнуться: хватает получаса, чтобы захотелось сбежать отсюда.

Другое дело осень — время увидеть то, что просмотрел в жаркой суете. Гостиница «Парус». Памятник «золотому закату» Советского Союза, символ, разделяющий прошлое и будущее. Дебри, которыми зарос подход к ней, — почти сказочные, заходить в них страшновато. А вдруг это вход в другой мир, возврата в который не хочется? А может и впрямь на последнем этаже там заседает король бомжей, которым мальчишки пугали друг друга, и только самые смелые решались пробраться вовнутрь гостиницы-призрака?

%d0%bd%d0%b0%d0%b13

В начале своей истории «Парус» казался огромным: самое величественное здание Днепра, попытка отобразить американские небоскребы в тогдашних реалиях. Сейчас так уже не кажется — высоток в городе прибавилось. Хотя на самом деле несостоявшаяся гостиница не намного ниже знаменитых днепровских башен. Просто выглядит потерянной, существующей отдельно от реальности. Примиряет здание с действительностью лишь герб Украины, и теперь кажется, что строили «Парус» именно для того, чтобы разместить на нем самый большой в Украине тризуб.

В двух шагах от «Паруса» — еще одна памятка прошлого, символ несбывшихся надежд: музей аэрокосмической славы. Этот проект окончательно канул в века в начале 2000-х, оставив на память о себе сюрреалистичную металлическую конструкцию, удивительным образом хорошо сохранившуюся, несмотря на десятилетия, под открытым небом.

Взгляд в сторону — и неожиданно яркий пейзаж. День сегодняшний: граффити на серой стене набережной. И еще смешной металлический жираф и разноцветные тумбы неясного назначения, кажущиеся такими жизнеутверждающими после мрачноватых экспонатов парка постсоветской урбанистики.

%d0%bd%d0%b0%d0%b12Дальше — знаменитый «Поплавок», вполне вписывающийся в реальность, однако хранящий много историй из прошлого. Если закрыть глаза, можно легко представить, как воображаемая красная дорожка от Дома союзов, стоящего точно напротив ресторана, ведет сюда бывших сильных мира сего, от местных партийных деятелей до «дорогого Леонида Ильича», любивших обедать именно здесь.

А можно еще глубже в прошлое, в те времена, когда нынешняя Сичеславская набережная была совсем даже не набережной, а руслом Днепра. Здесь — лесная пристань с круглосуточно работающими лесопилками, поэтому и квартиры в близлежащем квартале относительно дешевы: шум, пыль, грязь, размытые грунтовые дороги, по которым поздно вечером идут с работы разнорабочие, зачастую не отягченные особой моралью.

А потом был 1892 год, и квартал буквально смыло страшнейшим наводнением. Тогда и появились в Днепре так называемые «Новые планы» — в конце нынешних улиц Грушевского и Сечевых стрельцов: одноэтажные, странные здания дореволюционной постройки, их много до сих пор. А дело в том, что земля там была достаточно недорогой, строить нужно было быстро. Вот и строили, без всяких архитектурных планов, кто как мог. И снова ближе к истории, но уже более близкой ко дню сегодняшнему: нынешняя набережная — не просто прогулочная аллея из двух террас, а своеобразный мемориал, летопись событий, формировавших историю Днепра.

%d0%bd%d0%b0%d0%b14

Вот памятник воинам-афганцам — «Взрыв памяти», на его оборотной стороне — стихи Тараса Шевченко, за размещение которых в конце 80-х скульптора едва не обвинили в пропаганде националистических интересов, чуть дальше — памятник генералу армии Маргелову, родоначальнику ВДВ, потом — храм Иоанна Крестителя и удивительной красоты скульптура Петра Куценко «Юность Днепра». Вот ее автора в советские времена реально обвинили в чрезмерной любви к буржуазному национальному мистицизму (ну еще бы — веночки, сорочки, почти вышиванки, ясный намек на праздник Ивана Купала), скульптуру меньше чем через год после установки убрали и вернули на Сичеславскую набережную только в 2005- м.

%d0%bd%d0%b0%d0%b15

Дальше… Дальше день сегодняшний: современные кафе, металлические лавочки, четкие прямоугольники газонов. Новейшая история Днепра, не менее интересная, чем далекое прошлое.

Но об этом — в другой раз. А пока густой серый занавес дождя плотно закрыл за нами ушедшее лето.

Наталия Адамович

P. S. Спасибо за чудесную прогулку замечательному экскурсоводу Юрию Фаныгину

Добавить комментарий