Ценою жизни — за любовь! 6 ноября на сцене оперного лучшая Кармен Европы

fullsizerender-3Кармен — персонаж, неподвластный времени. Более века живет она на сцене драматической, балетной, оперной. Кто она? Какая? Испанка, цыганка или образ надмирный, собирательный, созданный музыкальным гением Бизе по мотивам новеллы Мериме, объемом чуть больше полусотни страниц. Образ, вобравший в себя несказанную прелесть и противоречивость женской натуры.

Почти двадцать лет Анжелина Швачка задается этими вопросами, пытаясь постичь сущность своей сценической героини, ставшей личным ее брендом. В мировом певческом сообществе Анжелину зовут УКРАИНСКОЙ КАРМЕН. Сегодня она наша гостья.

У всего и всех есть начало. Каким оно было у примадонны Киевской Национальной оперы Анжелины Швачки?

Начало всему дирижерско-хоровое отделение Днепродзержинского музыкального училища. В тот момент наша семья жила в Новомосковске. И я двумя электричками во все учебные дни ездила учиться в Днепродзержинск. В училище ценили мои руки и абсолютный музыкальный слух — качества необходимые в профессии хорового дирижера. Благодарные воспоминания о первом музыкальном образовании сохраняю доныне, как и добрые отношения с коллективом училища. Охотно отзываюсь на просьбы о прослушивании, консультациях для студентов. Ведь помимо певческой карьеры в опере я преподаю в Киевской музыкальной академии. Там у меня свой вокальный класс, а Днепродзержинск поставляет в столицу талантливые кадры. Так мы сотрудничаем. Кроме того, Днепр — моя малая Родина. Тут я родилась. И сейчас там живут мама, сестра, племянники, друзья. Земля и люди мне родные. С Днепрпетровской оперой всегда поддерживала добрые отношения. Горжусь дружбой с Нонной Суржиной, Эдуардом и Алексеем Сребницкими. Никогда не забываю, что первые оперные спектакли увидела и услышала на днепропетровской сцене. Это были «Царская невеста» и «Кармен». Обе постановки с Нонной Андреевной. Впечатления памятные и незабываемые! Оттуда, из ранней юности, мое непреодолимое желание когда-нибудь спеть и сыграть героинь этих опер. Боже, как я этого хотела!.. В Днепродзержинске встретила своего первого учителя вокала — Леониду Сергеевну Градосельскую. Ей обязана бесценными уроками. Они помогли мне без проблем поступить в столичную консерваторию.

Самое яркое впечатление консерваторских лет?

Моя работа над «Кармен» в учебной оперной студии с дирижером Романом Кофманом. Роман Исаакович руководил консерваторским оркестром и впервые в этом спектакле пробовал себя, как художник и режиссер. Так начался мой пожизненный альянс с Кармен.

«Ты и разговариваешь так, будто поешь!» — сказал мне Кофман при первой встрече. Он — личность поразительная, масштабная: дирижер-авангардист (единственный в Украине, кто осмеливался брать в репертуар таких «не рекомендованных» композиторов, как Пярт, Шнитке, Сильверстов, Канчели), писатель, поэт, мыслитель. Это он убедил меня — студентку, что Кармен вовсе не дешевая штучка. Она уникальная женщина с сердцем, умом и трагической судьбой. Об этом музыка Бизе. У автора новеллы Мериме этот образ примитивнее. Я и тогда доверяла авторитетному мнению дирижера. Ничуть не разуверилась в правоте его и сейчас, спев 180 спектаклей «Кармен» на разных сценических площадках мира в 18-ти режиссерских версиях.

Насколько я помню, постановка Кофмана на студенческой сцене произвела эффект разорвавшейся бомбы. Спектакль «Кармен» прогремел не только на всю Украину. Отголоски разнеслись по всему миру. Этим победительным фейерверком вы защитили диплом оперной певицы?

К тому времени я уже официально входила в состав Киевской оперной труппы. Не просто там числилась, а много работала. Кстати, впервые на прославленную сцену я попала студенткой первого курса с легкой руки консерваторского профессора Галины Афанасьевны Туфтиной, в классе которой занималась вокалом.

И, будучи студенткой, дебютировали в кинематографе, сыграв Екатерину Вторую в киноверсии первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

Киноактрисы из меня не вышло: плотная занятость в театре не оставляла возможностей для побочных экспериментов. Пару раз я пыталась выкроить время на съемки, в которые меня звали, но стабильно работать в кино не соглашалась. Хотя киношники находили у меня колоссальные актерские данные и сожалели об утерянных мной возможностях. Приобретенный опыт работы в кино помогал мне в работе с театральными режиссерами, в том числе зарубежными.

В их числе голливудский режиссер Лех Валевски. В его спектакле «Кармен» Вы практически неглиже, верхом на лошади выезжали на сцену… Непросто работалось и с французом Шарлем Рубо, осуществлявшем постановку «Аиды» (вы пели Амнерис!) на огромном пространстве модульного парижского стадиона «Стад де Франс», вмещавшем 80 тыс. зрителей.

Оперные певцы, как универсальные солдаты, должны уметь все. Я  легко вступаю в профессиональные отношения с постановщиками спектаклей и коллегами- партнерами.

Ловлю Вас на слове «партнер». В днепровской «Кармен» вашим Хозе будет Андрей Романенко, премьер Национальной оперы, народный артист Украины. Знаю, что вы дорожите им, как сценическим партнером. За какие качества и достоинства?

Не только дорожу Андреем, но и люблю с ним работать. У нас много общих спектаклей. Ценю в нем надежнейшего партнера. Он прекрасный драматический актер, способный привносить в спектакль живые импульсы и свежие эмоции.  На сцене с ним легко, интересно и нескучно: он актер-импровизатор,  беспроблемный  певец и тенор, каких мало. Заполучить его на спектакль — удача. У Андрея жесткий оперно-концертный график выступлений. И вне сцены Романенко — человек неординарный: любит джаз, профессионально играет на гитаре, банджо, контрабасе. Андрей — блистательный вокальный пародист, тонкий ценитель юмора, душа любой актерской компании. Редкое сочетание, особенно если вспомнить, что в его репертуаре преобладают драматические роли. Пример тому — Хозе в «Кармен», где он впечатляет и роскошью вокала, и выдающейся актерской игрой.

Днепровская «Кармен» с вашим участием назначена на 6 ноября (воскресенье, 18.00). Не за горами год новый 2017.  Давайте вспомним самые радостные события  вашей творческой жизни из года уходящего. По-моему, вам есть за что его благодарить?

Действительно, беспокойный високосный год выдался знаменательным и щедрым на знаки высокого официального признания. Посол Италии в Украине, выполняя поручение своего Президента, вручил мне государственный орден, название которому «Большая звезда Италии» за популяризацию итальянской оперной культуры. В Италии я бывала с гастролями неоднократно. Украинцев там любят. Пожалела, что такое волнующее событие произошло в Киеве, а не в Риме. Но все равно было приятно. Зрительный зал Киевской оперы встретил это неожиданное известие в высшей степени доброжелательно, устроив мне овацию. Другим, не менее приятным и волнующим событием в моей жизни, стало известие о присуждении  высшей государственной награды Украины — Национальной премии им. Т. Шевченко. Предвидеть, что комитет проголосует единогласно за мою кандидатуру, я никак не могла. Знала, претендентов на премию достаточно много. Тем приятнее было  известие. Три дня находилась в состоянии радостного шока. На вручении награды присутствовал наш Президент, сказавший обо мне много хорошего, что тоже, не буду лукавить, было приятно слышать.

И, чтобы снять высокоторжественную пафосную интонацию (без сомнения искреннюю), вопрос заключительный. Откуда у Швачки страсть к рыболовству?

Вода моя стихия. Я родилась под знаком Рыбы. И мой папа рыбак! А муж неравнодушен к рыбным блюдам.

Наталия Иващенко

Добавить комментарий