Прелюдия к «Жизели» Поклитару

_mg_0208Гастроли театра Раду Поклитару в Днепре стали системными. Практически каждый сезон последних лет Киевский модерн-балет привозит в город свои спектакли.

Поначалу они вызывали настороженность, граничащую с неприятием. Заметному осуждению балетных ценителей подвергались авторские версии Поклитару классических шедевров. «Шекспирименты», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» в интерпретации Раду вызывали бурю негодования. Тем не менее даже яростные противники «надругательства» над «священными балетными коровами» прилежно продолжают посещать его спектакли. Объективный свидетель нарастающего интереса к модерн-балету – театральная касса. «О Поклитару и писать не надо, он и без того аншлаг соберет», — услышу реплику от театральной администрации. Похоже, Днепру пришла пора обзавестись по примеру Одессы фестивалем авторских балетов Поклитару.

_mg_0303

Итак, на очереди современная версия «Жизели», заявленная на 10 октября (понедельник 19.00). Первый спектакль Поклитару в новом для него статусе лауреата высшей в Украине государственной награды — Национальной премии им. Т. Г. Шевченко.

Поклитару не был бы собой, если бы просто перенес прославленный в веках шедевр 1840 года на балетную сцену XXI столетия. Достаточно принять во внимание название театра хореографа «Киев модерн-балет». Тем самым снимаются все возможные упреки постановщику в оскорблениях, нанесенных великим творцам прошлого. То есть мы увидим ремейк легендарного старинного балета. Музыку Адана хореограф не тронул. Зато романтическое либретто Готье отмел. Там, если помните, речь шла о несчастной любви наивной селяночки к высокородному графу. Тема социального неравенства присутствует и тут, но в ключе современном. Не претерпели изменений имена персонажей. Жизель, Альберт, Ганс, Батильда, Мирта – как и в классическом образце. Но реалии, ситуации, характеры — из дня сегодняшнего. Жесткие и без сантиментов.

_mg_0311

Жизель танцует днепропетровчанка Анна Герус. Дотошные балетоманы помнят ее как Величко. Анна закончила хореографическую школу при оперном театре и наш театральный колледж. Работала в труппе Днепропетровского классического балета. Уехав однажды на учебную сессию в Киевский театральный институт Карпенко-Карого, вернулась оттуда с решением поменять не только театр, но и балетную судьбу. Без малого десять лет Аня – ведущая артистка в театре Поклитару. Пользуюсь ее кратким предгастрольным приездом в Днепр, чтобы из первых рук получить информацию о предстоящем спектакле в «Киев модерн-балете».

— Аня, извечный спор между балетной классикой и авангардом длится больше столетия. Ты в нем на чьей стороне?

— Боюсь, что вопрос о вечном противостоянии классики и модерна актуален лишь у нас. Для меня главным критерием в этом сравнении служит художественное качество спектаклей. По нему определяю ценность балета. А недостаточный уровень исполнения способен обесценить как классику, так и модерн. Разумнее говорить о том, что ближе моей индивидуальности. Да, я получила классическое балетное образование. Возможно, если бы не встреча с Поклитару, кардинально изменившая мою творческую жизнь, я бы так и продолжала работать в труппе Днепропетровского балета. Сейчас могу признаться, что на уроках классического балета в труппе Поклитару я получаю удовольствие, но танцевать годами одни и те же балетные названия, соблюдая канонические правила исполнения, мне малоинтересно. Модерн — это информация, посыл, общение и диалог со зрителем. Тогда это трогает.

По слухам, балетмейстер Раду Поклитару — едва ли не диктатор.

— Диктатор?.. Раньше на этот вопрос я бы, не задумываясь, сказала: «Да». Теперь думаю иначе. В работе он нормальный человек: слышит нас и считается с нашим мнением. Ценно то, что Раду не просто важна индивидуальность исполнителя, он отталкивается от ее особенностей.

И какая же она, твоя Жизель? К чему следует готовиться нашему зрителю?

— Начну с того, что балет «Жизель» люблю по-особенному с раннего детства. Идеальный балет, в котором все сходится: сюжет, музыка, драма, хореография. Конечно, когда Раду объявил о его постановке, я испытала шок: что можно еще в нем придумать? Ведь там все есть. На протяжении репетиций личное мое отношение к постановке не раз менялось. Но спектакль получился живой, и роль живая, как и весь балет в целом. Всякий раз проживаю его заново. Подробно о спектакле говорить не буду. Зрители его увидят. Скажу лишь, что постановка Раду – это реинтерпретация классической версии. Ремейк. Если совсем примитивно — переделка. По сюжету Поклитару, моя Жизель — обездоленное дитя большого города. Ее герой Альберт — не знатный граф, а байкер.

— Слышала, что «Жизель» — самый дорогостоящий спектакль в репертуаре театра.

— Спектакль действительно дорогой и финансово затратный. Расходы взяла на себя наш меценат Людмила Русалина. Художники у Поклитару практически постоянные. Автор декораций — Андрей Злобин. Художник по костюмам Анна Ипатьева. Решение сценографии и костюмов мне кажется интересным. Талантом художников создается сценический мир, в который веришь. Мир убедительный и художественно выразительный.

— О личном можно?

— Муж киевлянин. Познакомились через Интернет. Он — инженер с творческой душой, влюбленный в балет. Муж мне друг, верный, надежный. Дорожу возможностью гастролировать, ездить, учиться, видеть. Полезно бывает других посмотреть. Сейчас ищу себя в хореографии: ставлю номера, готовлюсь к постановке спектакля — хочется попробовать! Балетная травма освободила время для обучения второй профессии. В качестве стилиста (живопись на лице) востребована в ТВ-проектах, на съемках. Мне это интересно. Хобби — цветы. Они у меня хорошо растут. Объем и полнота жизни меня радуют.

Наталия Иващенко

Добавить комментарий
Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также: